Найти тему
Русский мир.ru

Сага о сене

Оглавление

А поговорим-ка мы о сене. Да-да, о том самом сене, которое много веков служило «бензином» для гужевого транспорта и любителей передвигаться верхом. Между прочим, сено, как ни странно, и сейчас является стратегическим продуктом.

Текст: Михаил Дроздов, фото предоставлено М. Золотаревым

По подсчетам экспертов, в 2023 году в мире насчитывалось около 1,5 миллиарда автомобилей. Больше всего их в США, Китае, Германии, Англии, Франции, Японии и Бразилии. В России – 43 миллиона автомашин. И все это «стадо стальных коней» разных «пород» потребляет в год бездну горючего, в основном бензина. Его в нашей стране в прошлом году было произведено 43,8 миллиона тонн. Каждая машина потребляет в год около 1000 килограммов горючего с запасом энергии 45 500 мегаджоулей. Для справки: одним мегаджоулем можно вскипятить 3 литра воды.

До того как в конце XIX века в жизни человека обосновался автомобиль, проблему передвижения люди решали разными способами. Одним из самых распространенных была лошадь, одомашненная еще 5,5 тысячелетия назад. Из всех прирученных животных лошадь оказала наибольшее влияние на историю человечества. Она стала самым быстрым «транспортом», который изменил скорость и масштабы перемещения людей и товаров, болезней и культур. Лошади произвели революцию в войнах и сельском хозяйстве. Одним словом, двигали прогресс. Но этот же прогресс способствовал тому, что лошади оказались на задворках истории. Мы сейчас о них почти забыли. Сегодня только состоятельные люди могут позволить себе вдоволь кататься на лошадях и только очень богатые – иметь личную лошадь. А ведь незадолго до Первой мировой войны в России насчитывалось более 23 миллионов рабочих лошадок. Так что жизнь тогда без них не представлялась возможной. А лошади, понятное дело, не могли обходиться без корма.

А.С. Шайхет. Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. 1935 год
А.С. Шайхет. Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. 1935 год

ЗАЛИВНЫЕ ЛУГА И «КОРОЛЕВА» ЛЮЦЕРНА

Что такое сено, знают все: скошенная и высушенная трава, которая может храниться долгое время. Сено является основой рациона многих животных, на нем одном можно содержать домашний скот.

Если марок бензина у нас сейчас не менее пяти, то видов сена, пусть и немаркированных, гораздо больше. Отличаются они составом питательных веществ, перевариваемостью, пользой для животных и прочими показателями. По месту произрастания различают сено с заливных, суходольных, лесных, горных лугов, степное и посевное. Лучшим обычно считают сено с заливных лугов. Высокими достоинствами отличается посевное сено (люцерна и пр. Люцерна вообще «королева» фуражных культур, потому сено люцерны – премиальное. – Прим. авт.). Лучшими кормовыми растениями считаются травы из семейства злаковых (тимофеевка, пырей, суданская трава, лисохвост, мятлик и др.) и мотыльковых (клевер, вика, люцерна и др.).

Опытные конюхи могли по запаху, цвету, по отдельным цветочкам определить, какое сено лучше, а какое хуже. Часто от этих-то цветочков-травок и зависит бодрость лошадок или вкус молока у коров. Цвет хорошего злакового сена – зеленый. Оттенки сена указывают на примесь определенных растений: бурый свидетельствует о наличии клевера, синеватый – осок или сладких злаков, растущих в болотистых местностях. Знакомый многим аромат свежего сена – запах кумарина – зависит главным образом от донника и раннего злака – душистого колоска.

Питательность сена определяют в кормовых единицах (к.е.) и по этому показателю делят его на четыре группы. Одна к.е. соответствует питательности 1 килограмма сухого «овса посевного», по энергии это 5,9 мегаджоуля. В первой, самой питательной группе 1 килограмм сена соответствует 0,6–0,75 к.е. Добавим, наиболее высокие урожаи сена – 400–600 пудов с гектара – собирают с культурных полей и искусственных лугов.

Лошадей зачастую кормили не только сеном, но и овсом, который можно назвать «супербензином» для этих животных. Энергетическая ценность бензина – 45,5 мегаджоуля на килограмм, хорошего сена – 18,8 мегаджоуля на килограмм, овса – 18. Получается, по энергии корм в 2,5 раза уступает бензину, но его животные пить не будут. Лошади съедают за сутки около 10 килограммов сена и около 2 килограммов овса, что эквивалентно потреблению 225 мегаджоулей энергии (считаем, что корм полностью «сгорает» в желудке животных). Сытая лошадь за 10 часов в сутки производит работы на 7,4 киловатта в час, или 27 мегаджоулей. КПД как у лучших паровых машин!

Крестьянки на сенокосе в имении И.В. Морозова на Москве-реке. Hачало XX века
Крестьянки на сенокосе в имении И.В. Морозова на Москве-реке. Hачало XX века

Каждой такой рабочей лошадке на год надо заготовить 4–5 тонн сена, для чего необходимо скосить примерно 1 гектар луга хорошего качества. На 100 голов надо иметь 100 гектаров лугов приличного качества – это квадратный километр. На те же упомянутые выше 23 миллиона русских рабочих лошадей надо было иметь 23 миллиона гектаров лугов, или 230 тысяч квадратных километров с плотностью получаемой с них энергии около 90 тысяч мегаджоулей на гектар. И тут получается, что если смотреть на сено как на «горючее» для лошадей, то на луга можно взглянуть как на… нефтяные поля! И тогда заготовка сена на протяжении веков была в каком-то смысле сравнима с добычей нефти сейчас. Нефть была и остается продуктом стратегическим. Таким же было и остается самое обычное сено.

Крестьяне на косилке в поле клевера. Тамбовская губерния, близ деревни Агишево. Начало 1900-х годов
Крестьяне на косилке в поле клевера. Тамбовская губерния, близ деревни Агишево. Начало 1900-х годов

СЕНОКОС

Сенокос начинался, когда трава на лугах достигала нужной степени зрелости или, лучше сказать, незрелости. Любой крестьянин это состояние растительности легко определял, да и приходился этот момент обычно аккурат на Петра и Павла. Выходили на работу с раннего утра, по росе, так косить легче. Самый древний и простой способ заготовки сена – с помощью косы. В крупных хозяйствах использовали косилки – прицепные или самоходные. Но скосить – это, на самом деле, только начало процесса заготовки. Дальше начиналась сушка.

Скошенную траву раскидывали граблями по лугу. И несколько раз в течение дня переворачивали, чтобы лучше сушилась. К вечеру, чтобы росой или ночным дождем не намочило, сгребали траву в копны – небольшие по сравнению со стогами кучи, а утром снова разбрасывали и ворошили. И когда считали, что сено высохло, ставили стога или увозили готовое сено с лугов. В ясную погоду сено можно было убрать за полтора-два дня. Такое сено сохраняло зеленый цвет и имело приятный запах. В сенокосном деле, как и в любом другом, тоже имеются свои хитрости, особенно при установке стожара, самом процессе стогования и особенно его завершении.

Как оценивали результаты сенокоса, как узнавали, сколько пудов сена заготовлено? Крестьяне прикидывали на глаз, сколько накосили, исходя из опыта: обычно в стоге сена пудов 60 (около тонны). А вот «культурные хозяева» вес скошенного и уложенного сена определяли по обмерам стогов и скирд. Измеряли их размеры, а потом по специальным таблицам вычисляли количество сена в пудах. Интересно, что кубометр сена с заливного луга в смётанном не более пяти дней назад стоге весит 38–40 килограммов, через месяц уже 50–52 килограмма, а через три – под 60 килограммов. В скирдах сено могло быть еще тяжелее, а прессованное сено имеет обычно плотность 200–250 килограммов на кубический метр.

Количество сена, которое можно собрать с 1 гектара, зависит от различных факторов, включая тип почвы, климатические условия, вид и состав сенокоса, а также от методов сбора и обработки сена. Называют цифры от 1 до 10 тонн.

Обмер стога сена для определения его веса
Обмер стога сена для определения его веса

Где заготавливали особенно много сена и куда оно шло? Например, местом весьма объемной заготовки сена в Новгородской земле была обширная дельта реки Ловати при впадении ее в озеро Ильмень. Ловать длиной 530 километров – это значительная часть «пути из варяг в греки». Площадь дельты около 400 квадратных километров. Весной дельта затапливается. Характеристику ее растительности в 1929 году дал священник (будущий новомученик) и краевед отец Александр Пылаев в книге «Старорусский край»: «Более хорошая травянистая площадь находится в Приильменье – на низких пойменных пространствах вокруг Тулебельского залива и в дельте Ловати, на т. наз. «пожнях». Здесь растительность буйна и высока. По самым берегам рек и протоков на кряжах раскинулись мягкие заливные луга, захватываемые весенним половодьем в течение короткого промежутка времени. Сено с них получается хорошее, питательное с преобладанием дятловины, гороховины, клевера, пырея…»

Эту территорию издавна использовали для заготовки сена очень многие селения Старорусского уезда. С 1 гектара снимали 4 тонны сена, с четверти территории дельты можно было заготовить 40 тысяч тонн сена для полного прокорма не менее 10 тысяч лошадей. Летом заготавливали сено, оставляли его в стогах на берегах проток, а зимой по замерзшим рекам вывозили в свои деревни. Часть сена вывозили и на специальных лодках. У начала дельты находилось имение Хмелево, принадлежавшее фабрикантам Сименсам. С конца XIX века здесь функционировал крупнейший сенозаготовительный пункт петербургской электротехнической компании «Сименс». Сено доставляли сюда, прессовали, паковали и на баржах по Ловати, Ильменю, Волхову и Неве отправляли в столицу. Заводы компании были самые передовые, выпускали электрогенераторы и радиостанции, но тем не менее использовали для перевозок сотни лошадей, которых надо было «заправлять» сеном и овсом.

Н.Е. Сверчков. Лошадь в конюшне. 1850 год
Н.Е. Сверчков. Лошадь в конюшне. 1850 год
Интересные факты о лошадях
Лошади живут в среднем 20–25 лет.
Средняя скорость галопа лошади составляет 15–18 километров в час.
Рекорд скорости лошади – 88 километров в час, рекорд прыжка в высоту – 2 метра 40 сантиметров.
Средняя лошадь весит 500 килограммов, вес тяжеловозов доходит до 1 тонны.
В среднем лошадь съедает 10–12 килограммов сена в день и выпивает 30–60 литров воды.
Владимирские тяжеловозы могут везти груз весом 16 тонн.
Боятся лошади главным образом резких звуков и движений.
Сенокос. Открытое письмо. Начало XX века
Сенокос. Открытое письмо. Начало XX века

С сеном связано немало традиций в разных странах. Его использовали в обрядах во время родов, при погребении и во время праздников. А сам сенокос, наряду с севом и жатвой, рассматривался как жизненно важный процесс. В былые времена дни сенокоса – обычно после Петрова дня – были праздником в деревне. Люди выходили косить в нарядной одежде, пели песни и работали с радостью. Неслучайно три главы в романе Льва Толстого «Анна Каренина» посвящены косьбе. А как хороши мокрые от пота и радостные лица хуторян на сенокосе в «Тихом Доне» Шолохова. Прекрасно описал, как работают на сенокосе крестьянские девушки, Вересаев. Да все, кто писал про крестьян и помещиков, не могли миновать этой темы.

Поэты сенокос просто воспевали. Назовем хотя бы Некрасова, Майкова, Дрожжина. А кто ж не помнит кольцовское: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!» У Есенина: «Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий…» – это ведь тоже про сенокос. Любили писать сенокос и художники. Ему посвятили свои полотна Владимир Орловский, Борис Кустодиев, Исаак Левитан, Федот Сычков, Аркадий Пластов, Виктор Иванов и многие другие.

Сегодня, с появлением пресс-подборщиков, больших тюков и сложной сельскохозяйственной техники, сам процесс заготовки изменился почти принципиально. Началось все в 1850 году с изобретения первого пресса для сена. Современные пресс-подборщики прямо в поле компактно пакуют сено в тюки разных размеров и форм. При наличии соответствующего оборудования тонны сена могут быть скошены, высушены, собраны и упакованы одним человеком. И никаких стогов и сеновалов!

Сенной рынок в Санкт-Петербурге. Начало ХХ века
Сенной рынок в Санкт-Петербурге. Начало ХХ века

РОЛЬ СЕНА В ИСТОРИИ

Чрезвычайно важной вехой в истории лошадей стало введение в их рацион сена. Это произошло в начале первого тысячелетия нашей эры. До того лошадей активно использовали в тех регионах, где не было недостатка в траве почти круглый год, или в тех, где существовали лошади (например, монгольские), умеющие добывать корм под снегом. С появлением сена стало возможно использовать лошадей и в регионах с холодным климатом. Как уже говорилось, сено играло роль топлива для лошадей и других живых «транспортных средств». И как сейчас стратегическое, фундаментальное значение для цивилизации имеет бензин, так раньше без сена не делалась история: без него не могли существовать целые государства. А если учесть, что сеном кормили и коров-кормилиц, то без сена, вернее, его использования не могли существовать и сами люди. Вот такая, казалось бы, ничтожная субстанция – простая сушеная трава!

У нас в России о роли сена говорит хотя бы тот факт, что трудно найти хоть один русский город, в котором не было бы Сенного рынка, Сенной площади или Сенной улицы. Без сена остановилось бы движение, встали бы и обычные, и ломовые извозчики. Попробуйте представить, что сегодня на всех бензоколонках вмиг пропал бы весь бензин. Картина поистине апокалиптическая, не правда ли? Конец нашей истории!

Я. Хелминьский. Отступление из Москвы
Я. Хелминьский. Отступление из Москвы

Приведем несколько примеров из разных эпох, свидетельствующих о роли сена (и вообще питания лошадей) в зимнее время.

В последние годы нередко разгораются довольно любопытные дискуссии, посвященные военной логистике и всяким массовым передвижениям людей в прошлые столетия. Спорят о том, как пути сообщения, запасы горючего, продовольствия и средств передвижения определяют масштаб исторических деяний. Например, специалисты горячо обсуждали, могла ли монголо-татарская армия численностью 100–150 тысяч воинов (а то и больше) за зиму 1237/38 года пройти через столько русских городов и дойти чуть ли не до Великого Новгорода. Ведь передвижение такой армии требует наличия 300–400 тысяч лошадей! Однако логистика того времени и явный недостаток кормов, прежде всего сена, заставляют усомниться в таких цифрах.

Второй пример – это гибель конницы Наполеона в 1812 году. «Корсиканский дьявол» привел в Россию 600-тысячное войско, в котором было около 80 тысяч всадников, а лошадей, понятное дело, больше. В России из-за недостатка фуража, даже самого плохонького сена, лошадей начали кормить неподходящей им пищей, они массово погибали. И если из российской западни в 1812 году вырвалось менее десятой части Великой армии, то ее конский состав был фактически уничтожен полностью.

И.И. Левитан. Сумерки. Стога. 1899 год
И.И. Левитан. Сумерки. Стога. 1899 год

А теперь несколько интересных фактов о нашей кавалерии.

В XV–XVII веках на Руси для военных дел разводили «бахматов» – лошадей степных ногайских пород, которые были весьма неприхотливы в питании. А когда в XVIII веке Россия стала закупать для армии иностранных лошадей голштинской породы, то их содержание оказалось очень дорогим: они наше сено не ели, кормить их приходилось только отборным овсом, который тоже пришлось покупать в немецких землях.

Перед Семилетней войной был значительно увеличен фуражный рацион конского состава. Кормежка лошадей сеном и овсом стала почти круглогодичной, за исключением летних месяцев. Кроме того, сократили срок их «воинской службы» – с пятнадцати до восьми лет. И в эту войну русская кавалерия показала себя в боях наилучшим образом, добившись многих побед. Именно русские кавалеристы внезапным наскоком захватили тогда Берлин.

В 1920 году в знаменитой Первой конной армии Будённого насчитывалось до 16 тысяч сабель, а значит, и лошадей было не меньше. Зимой этого года армия должна была получать ежедневно порядка 160 тонн сена, а за месяц – около 5 тысяч тонн. В отличие от кровопролитных сражений и лихих конных атак об этой крайне важной стороне военного дела никто, похоже, не вспоминает. Как и о снабжении кавалерийских дивизий и корпусов в Первую мировую и в Великую Отечественную войны. К примеру, в 1941 году в легкой (рейдовой) кавалерийской дивизии по штату числилось 2939 бойцов и 3147 лошадей. И хоть тогда кавалерия уже не играла той огромной роли в боях, как прежде, все равно в Красной армии даже в 1945 году насчитывалось более 1,5 миллиона лошадей. Правда, в основном это были обозные лошади. Но и их надо было «заправлять». Сеном прежде всего! И «заправляли», коли сохранили такой огромный конский состав, которому удивлялись жители покоренной Германии.

Ну, и напоследок отметим, что более суток, от силы – двух, лошадь голодать не может, она просто ложится и уже не встает. Именно поэтому любая конная армия критически зависит от кормов. Нет снабжения, нет сена – значит, нет и армии.

Так что роль сена в истории человечества действительно трудно переоценить.

Группа конных красноармейцев. Слева — С.М. Будённый
Группа конных красноармейцев. Слева — С.М. Будённый

А ЧТО СЕЙЧАС?

И сейчас, когда автомобилей на земле больше, чем лошадей и крупного рогатого скота, вместе взятых, сено продолжает играть важную роль. Как держать без сена домашний скот? Правильно, никак.

В последние десятилетия в сельском хозяйстве все больше заготавливается не сена, а сенажа. Это высокопитательный корм, а проще говоря, трава, провяленная до влажности 50–55 процентов и законсервированная в герметичных упаковках.

К концу августа 2022 года в российских сельскохозяйственных организациях было заготовлено 6,5 миллиона тонн сена и 19,6 миллиона тонн сенажа. Это на 1,3 миллиона лошадей и почти 8 миллионов коров. Наши луга, зачастую теперь искусственные, а не заливные, остаются биоэнергохранилищами, но уже не для саврасок, а для буренок. Скошенные травы «заправляют» коров, а их молоком и молочными продуктами «заправляемся» мы. Ну, и про говядину и телятину не забываем.

Так что сено по-прежнему продолжает служить человечеству.