В нашей атлетической системе еще со времен конца Цинской династии практикуется много вариантов нестандартных растягиваний тугого лука: из-за головы, из-за спины, обратным хватом и т.д.
Соответственно многие, включая меня, часто задавали простой вопрос:
Ну и зачем мы тянем луки всякими странными и непрактичными способами?
Так вот, совсем неожиданно, к нам пришел ответ из далекого 1662 года.
Именно в этом году маньчжурский офицер Нэрдунбу создал шестнадцатиметровый свиток, который сегодня является одним из немногих подобных произведений раннего Цинского искусства.
Работа, созданная в честь вступления на престол семилетнего Айсиньгёро Сюанье была закончена в 1662 году и посвящена событиям, которые произошли 18 лет раньше, а именно 19 октября 1644 года.
В этот день шестилетний Айсиньгьоро Фулинь (1638-1661, девиз правления "Шуньчжи"), первый император Китая маньчжурской империи Цин, вступил в город Пекин. Ворота перед ним открыл его дядя, талантливый полководец и военачальник князь Доргонь.
Будучи регентом, Доргонь организовал приветственные показательные соревнования гвардейских частей в честь Фулиня. Гвардейцы трех элитных знамен продемонстрировали мастерство кавалерийской стрельбы из лука и вольтижировки перед лицом императора.
Известно, что государственные деятели начала Цинской династии активно использовали уже существующие Минские практики и ритуалы, тем временем создавая новые, с целью переосмысления и легитимизации политической власти с учетом старых и новых культурных аспектов, на которых был заложен фундамент новой империи. Подобные военные смотры были как раз одним из таких зрелищ, имеющих своей целью, в первую очередь, не только продемонстрировать высочайшее боевое мастерство Восьмизнаменных имперских гвардейцев, но и вызвать чувство гордости и восхищения новыми правителями Поднебесной у ханьского административного аппарата, создавая возможность укрепления позиций новой власти во всех слоях государства и общества.
В течение долгого времени этот свиток хранился во дворце. Однако после опиумных войн середины ХIX века он был перевезен в Европу, а позже в Америку, где и находился в частных коллекциях, пока Метрополитен-музей в Нью-Йорке не приобрел данных экспонат. К сожалению, свиток не включен в сегодняшнюю экспозицию музея, поэтому увидеть без специального разрешения его нельзя. Оцифрованные изображения свитка в невысоком качестве можно найти на сайте музея.
На свитке изображена шеренга кавалеристов, каждый из которых исполняет различные трюки верховой езды, вольтижировку, стрельбу из лука, конное фехтование с саблями, алебардами и т.д. Рядом с каждым изображением приклеены две этикетки с названием боевoй техники и военного подразделения каждого запечатленного гвардейца. На сегодняшний день некоторые из этикеток утеряны.
Следует заметить, что все всадники принадлежат к трем самым элитным знаменам из восьми, на которые была разделена маньчжурская армия. Они являются теми самими гвардейскими частями, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях при завоевании Китая. Соответственно их боевое мастерство не подлежит соменению. А многие, зачастую “цирковые” техники, изображенные на свитке, входили в их кавалерийский боевой арсенал и могли быть ситуативно использованы во время реальных боевых действий. Также можно предположить, что Нэрдунбу как раз и был одним из этих офицеров, лично принимавший участие в этих показательных выступлениях.
Из всего свитка я выбрал 11 изображений, которые представляют собой “нестандартные” методы кавалеристской стрельбы из лука. Многие из этих техник скорее всего были использованы в специфических условиях и ситуациях ближнего боя или охоты.
К сожалению, к середине ХХ века традиция кавалерийской стрельбы из лука в любой ее форме была полностью прервана, а стрельба из лука в спешенном состоянии дожила до начала 60-х годов и также канула в лету.
Сегодня, все варианты традиционной китайской стрельбы из лука являются реконструкциями и видением современных адептов. К счастью, старые методы тренировок и подводящие упражнения, предшествующие собственно стрельбе из лука, согласно запечатленным на свитке техникам, до сих пор сохранились в нашей атлетической системе.
И самое главное, теперь мы наконец знаем: зачем мы тянем тугие луки именно так!
©Илья Профатилов, март 2024, Циндао.
_____________________
三庭大刀門 (弓,刀,石),
螳螂門, 陸合棍
АТЛЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЗНАМЕННЫХ ГВАРДЕЙЦЕВ ЦИНСКОЙ ДИНАСТИИ
(ЛУК, АЛЕБАРДА, КАМЕНЬ), СИСТЕМА БОЯ БОГОМОЛА, ШЕСТ ЛУХЭГУНЬ