Найти в Дзене
Психология жизни

ВСПЫШКИ АГРЕССИИ. ПОЧЕМУ МЫ СРЫВАЕМСЯ НА БЛИЗКИХ.

Сегодня чётко словила внутри себя момент - когда дети не делают то, что я говорю, хочется заорать. Знакомо?  Что со мной происходит?  В самой самой глубине я чувствую.. унижение и стыд. Затем просыпается злость, это может быть даже ненависть. И затем этот коктейль чувств выплескивается в виде агрессии на тех, кто рядом, кто слабее - чаще всего это дети, супруги, подчиненные, старики, животные.  Но кому на самом деле адресованы эти чувства?  Конечно, тому, кто это делал с вами, когда вы были слабы и беззащитны, не могли ответить.  Потому эти чувства очень важно направить адресату.  Как правило, это образы мамы и папы. Не сами люди, а их образы - те, какими вы видели их, когда были маленькие.  Недостаточно просто побить подушку или проораться в лесу - хотя это и помогает, но не надолго. Это похоже на то, как мы снимаем пенку с кипящего бульона - вскоре она появится вновь.   Сначала важно направленно выразить эти чувства. Мы проделываем это с клиентами неоднократно, прежде чем заряд

Сегодня чётко словила внутри себя момент - когда дети не делают то, что я говорю, хочется заорать. Знакомо? 

Что со мной происходит? 

В самой самой глубине я чувствую.. унижение и стыд. Затем просыпается злость, это может быть даже ненависть. И затем этот коктейль чувств выплескивается в виде агрессии на тех, кто рядом, кто слабее - чаще всего это дети, супруги, подчиненные, старики, животные. 

Но кому на самом деле адресованы эти чувства? 

Конечно, тому, кто это делал с вами, когда вы были слабы и беззащитны, не могли ответить. 

Потому эти чувства очень важно направить адресату.  Как правило, это образы мамы и папы. Не сами люди, а их образы - те, какими вы видели их, когда были маленькие. 

Недостаточно просто побить подушку или проораться в лесу - хотя это и помогает, но не надолго. Это похоже на то, как мы снимаем пенку с кипящего бульона - вскоре она появится вновь.  

Сначала важно направленно выразить эти чувства. Мы проделываем это с клиентами неоднократно, прежде чем заряд чувств снизится. 

Только тогда у вас появляется возможность осознавать в моменте, что с вами происходит. 

И сказать себе: 

Да, они делали это со мной - они меня унижали, оскорбляли, жестоко наказывали, может быть били или игнорировали, публично позорили. И я ничего не мог тогда с этим поделать. Но сейчас у меня есть выбор. Правда в том, что я продолжаю делать это собой. Каждый раз, когда я выбираю стыдить, орать или бить, я выбираю того себя, который чувствует себя униженным, которому стыдно и обидно. Хочу ли я дальше продолжать выбирать себя того? 

Или я знаю себя и другого - который чувствует свое достоинство, который ценен, который имеет право и уважает себя. Может быть его я выберу, наконец? 

Может быть это и есть настоящий Я, а не то, что я о себе выдумал тогда. 

Люди, с сильным ранением унижения, бессознательно стремятся испытать эти привычные им чувства стыда и унижения. 

Потому что их «видели», только когда происходили негативные ситуации.

Я есть, только когда со мной что-то не так. Тогда да, они чувствуют, что они есть. 

А когда всё хорошо, то как будто бы меня и нет.. 

Им непривычно это состояние, оно для них новое, неизведанное и от того страшит

Никто не спрашивал такого ребенка:

 «Что с тобой? Что ты чувствуешь?» 

Никто не замечал его хрупкую, ранимую душу. 

Такие люди часто проецируют свои чувства на близких, то есть унижают, стыдят и критикуют их. А потом сваливаются в чувство вины, добивая себя. И так по кругу. 

Чаще страдают наши дети, конечно, самые беззащитные существа. 

Так травма передается из поколения в поколение.

Но может быть ты - тот самый человек, на котором этот глубоко болезненный опыт, наконец, получит исцеление..