Найти в Дзене
Александра Асейкина

Сравнение факультетов МАРХИ: Архитектура и Д.А.С.

Оглавление

О великий и прекрасный Московский Архитектурный институт! Выбор многих абитуриентов падает именно на него, когда речь заходит об архитектурном образовании в России. Несколько лет подготовки и бессонные ночи, ЕГЭ и огромный объём новой информации, тревога перед вступительными экзаменами и вот оно — то самое желаемое поступление в институт, о котором, без сомнения, говорят все, исполнение грез и мечтаний!

А на кого же можно пойти учиться, если выбор пал именно на МАРХИ? Давайте разбираться!

Ведущий архитектурный вуз Российской Федерации имеет всего 2 факультета и выпускает специалистов квалификации бакалавр по двум направлениям подготовки: Архитектура ( 07.03.01) и Дизайн Архитектурной Среды (сокращенно — Д.А.С.) (07.03.03).

Многие ли из вас знают, в чём именно разница между двумя факультетами?

Мы собрали для вас статью, в которой разложили всё по полочкам, пообщались со студентами, сравнили учебные программы и сделали ряд других вещей, чтобы вы смогли решить, каким будет ваш путь в МАРХИ.

Учебные планы двух факультетов

Возможно, вы слышали миф о том, что на ДАС легче поступать и учиться. Однако, это НЕ ТАК!

На момент написания статьи, в учебный план факультета Дизайна архитектурной среды входит 47 обязательных дисциплин для изучения. В то время как на факультете Архитектуры — «только» 42. Это уже показатель того, что профессия архитектора-дизайнера по-своему сложна. И учиться там без хорошей подготовки не будет проще, чем на архитектуре.

Именно поэтому, кстати, программы обучения двух факультетов значительно разнятся, хотя студенческие проекты и выполняются на одни темы.

Заметим, что на обоих факультетах присутствуют одинаковые общеобразовательные и профильные предметы, которые архитекторы и дизайнеры архитектурной среды осваивают вместе: основы геодезии, история, история искусств, иностранные языки, философия, политология, социология, архитектурные конструкции, менеджмент и т.д.

В таблице мы собрали различающиеся на двух факультетах дисциплины. В выборку попали все курсы, с 1 по 5, чтобы было наглядно и системно:

Стоимость и форма обучения

В 2023-24 учебном году на факультетах Дизайна Архитектурной среды и Архитектуры стоимость обучения одинакова, и составляет 332 200 руб.

На факультете Дизайна Архитектурной среды только очная форма обучения. А на факультете Архитектуры — очная и очно-заочная (вечерняя).

Проходные баллы и количество мест

-2

Вступительные экзамены

Поступить в Московский Архитектурный институт непросто именно потому, что требуется пройти сложные творческие ДВИ — дополнительные вступительные испытания, которые вуз проводит самостоятельно. Требования ко «входящему» уровню знаний абитуриента в этом вузе считаются самыми сложными из всех вузов.

На каждом факультете свой «набор» предметов:

• На факультете Архитектуры : математика профильная + русский язык + черчение + рисунок + композиция.

• На факультете Дизайна Архитектурной среды: математика профильная + русский язык + черчение + аналитический рисунок + колористическая композиция.

Если у абитуриента нет результатов Единого Государственного Экзамена, то некоторые категории «соискателей» могут сдать их непосредственно в вузе. Про то, как проходят внутренние экзамены по математике и русскому языку в топовых архитектурных вузах, можно прочитать в этой нашей статье.

Подробнее ознакомиться с дополнительными вступительными испытаниями и требованиями на них можно по следующим ссылкам: Архитектура, ДАС.

Объективно оценивая: подготовка к поступлению на факультет Дизайна архитектурной среды кажется проще, однако в ней много нюансов и она требует не меньшей системности и отдачи (как со стороны абитуриента, так и со стороны преподавателя), чем при поступлении на архитектуру.

Школа рисунка и черчения Александры Асейкиной готовит ко всем ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям) для успешного поступления в Московский Архитектурный институт на оба факультета. Для составления индивидуальной программы пишите нам в WhatsApp или ВКонтакте (контакты есть наверху сайта). А также можно воспользоваться подборщиком программы.

Экзамен по черчению в МАРХИ: общий для 2х факультетов
Экзамен по черчению в МАРХИ: общий для 2х факультетов
Экзамен по композиции на Архитектуру МАРХИ. Примеры с сайту вуза
Экзамен по композиции на Архитектуру МАРХИ. Примеры с сайту вуза
Экзамен по рисунку на Архитектуру МАРХИ. Примеры с сайту вуза
Экзамен по рисунку на Архитектуру МАРХИ. Примеры с сайту вуза
Экзамен по аналитическому рисунку на ДАС МАРХИ
Экзамен по аналитическому рисунку на ДАС МАРХИ
Экзамен по колористической композиции на ДАС МАРХИ
Экзамен по колористической композиции на ДАС МАРХИ

Кем работать можно после окончания МАРХИ

Существенная разница в этих факультетах — диплом по окончании института, так как подготовка проходит по двум разным направлениям: Архитектура — 07.03.01 (в дипломе выпускника указана специальность «Архитектор»), Дизайн Архитектурной среды — 07.03.03 (в дипломе указывается специальность «Дизайнер-архитектор»). У каждого из них своя учебная программа, свои требования к поступлению, свои цели при обучении и свои возможности по дальнейшему трудоустройству.

Выпускники факультета «Дизайн Архитектурной Среды» могут работать по следующим «популярным» специальностям:

  • дизайнер интерьера (обустройство помещений, план расстановки мебели)
  • светодизайнер (занимается правильным и гармоничным освещением жилых и нежилых помещений)
  • дизайнер мебели (выполнение мебели «на заказ» — под желаемый стиль и размер заказчика)
  • реставратор (восстановление различных конструкций)
  • менеджер архитектурных проектов (руководитель, который несет ответственность за управление проектами)
  • архитектор-проектировщик

Для выпускников факультета «Архитектура» поле деятельности еще более обширно: будь то архитектор-реставратор, архитектор-градостроитель, ландшафтный архитектор, чертежник, дизайнер интерьеров, макетчик и т.д. То есть можно работать как по прямой специальности в научных и научно-проектных институтах, так и в смежных с проектированием направлениях.

//Статья по теме: «Профессия архитектор. Кем можно работать после окончания архитектурного факультета».//

На чем делается упор? Опрос студентов

Мы провели небольшой опрос среди студентов Московского Архитектурного института разных курсов с обоих факультетов, чтобы узнать, на чем, по их мнению, делается упор в обучении. Приводим их честные и беспристрастные цитаты.

Факультет «Дизайн Архитектурной среды»:

  • «Ну, скажем, при обучении мы очень много опираемся на современных архитекторов, на 1 курсе было много изучения авангарда. Часто пишем различного рода эссе, делаем много «образов». То есть ты сделал проект, а нарисуй еще абстракцию, которая выразит его дух или главную идею, либо сделай рельеф или скульптуру. А вообще, мы постоянно делаем что-то руками, даже, например, были проекты из мусора!» — студентка 2 курса.
  • «Ой, на самом деле, я считаю, ДАС подходит для творческих личностей, любителей концептуального искусства, мы больше смотрим на внешний вид, смыслы дизайнов, а не заморачиваемся над конструктивными решениями. Сначала у нас идет образ. А также мы по-другому (более подробно и щепетильно) относимся к цвету, нежели архитектурный факультет. По крайней мере я сужу по проектам)) У нас считается, что работа с цветом очень важна, так как мы живем не в черно-белом мире!» — студентка 3 курса.
  • «Анализ, анализ и еще раз анализ. По факту мы проектируем на те же темы, что и архитекторы, однако у нас более глубокое изучение и понимание городской архитектурной среды и то, как наша постройка, её цвет и форма влияют на восприятие человеком среды в целом. То есть мы больше времени и сил тратим именно на то, чтобы сделать ее комфортной для людей, чем архитекторы, которые тщательнее обучаются технической и конструкционной части проектов» — студентка 3 курса.

Факультет «Архитектура»:

  • «Я бы подчеркнула, что архитектура в МАРХИ — это максимально разнообразный профиль. Ты выпускаешься не просто архитектором, а человеком с максимально богатым спектром умений: от классического жилого проектирования до интерьерных и дизайнерских решений, градостроительства и реконструкции. Очень полезно, я думаю, что у нас все-таки идёт упор на классическое образование. И мы можем делать проекты не только на компьютере (чем в целом потом и занимаются практикующие специалисты), но и претворять идеи вручную! Однако, у нас и у ДАСа все-таки разный подход к этому: архитектурное направление больше про что-то реальное, воплотимое, даже осязаемое, я бы сказала, в то время как у них больше про идею, про концепцию, анализ, словом, упор больше на дизайнерских характеристиках: цвет, свет, форма» — студентка 3 курса.
  • «Нас сразу учили вписывать архитектурную идею, фантазию в реальность, подстраивать ее под ТЗ (прим.: техническое задание). При обучении мы осваиваем все постепенно, некая эволюция архитектора: сначала был просто чертеж, какая-то абстракция в макетах — потом к чертежу добавляется отмывка (способ подачи), изучение существующих сооружений, их мы пропускаем через себя, вычерчивая — потом уже полноценный проект на реальной ситуации, там уже и использование знаний с других предметов, та же начертательная геометрия для построения теней, подключались компьютерные программы. Нас еще учили тому, что есть заказ, и что есть всегда сжатые сроки на его выполнение» — студентка 2 курса.
  • «По прошествии пяти лет бакалавра могу сказать, что на факультете нас учили фундаментальным приёмам архитектуры в целом. Учили разбираться во всём понемногу, делая из нас людей-оркестров, которые в будущем смогут при помощи полученного базового творческого и конструктивного инструментария более-менее свободно ориентироваться в реальном мире. Также, например, у нас была возможность разглядеть параллели и взаимосвязи между различными направлениями в архитектуре, градостроительстве, интерьерах, строительстве, инженерии, конструкциях, чтобы понять, что всё это — один огромный организм и одно невозможно без другого, и чем ты больше будешь понимать «язык», на котором говорят смежные специалисты, тем тебе будет проще» — студент 5 курса.

Сравнение студенческих работ

Работы по летней практике 1 курса

Факультет «Архитектура»
Факультет «Архитектура»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»

Работы с макетами 1 курса

Факультет «Архитектура»
Факультет «Архитектура»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»

Кстати, многие работы в данных примерах созданы бывшими учениками нашей школы, которые сейчас успешно осваивают программы разных курсов и создают не одно поколение будущих архитекторов России!

Факультет «Архитектура»
Факультет «Архитектура»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»
Факультет «Архитектура»
Факультет «Архитектура»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»
Факультет «Дизайн Архитектурной Среды»