Истинная работа, истинный отдых
И рече́ Бо́гъ: да изведе́тъ земля́ ду́шу жи́ву по ро́ду, четвероно́гая и га́ды, и звѣ́ри земли́ по ро́ду. И бы́сть та́ко.
И сотвори́ Бо́гъ звѣ́ри земли́ по ро́ду, и скоты́ по ро́ду и́хъ, и вся́ га́ды земли́ по ро́ду и́хъ. И ви́дѣ Бо́гъ, я́ко добра́.
И рече́ Бо́гъ: сотвори́мъ человѣ́ка по о́бразу На́шему и по подо́бiю, и да облада́етъ ры́бами морски́ми, и пти́цами небе́сными, [и звѣрьми́] и скота́ми, и все́ю земле́ю, и всѣ́ми га́ды пресмыка́ющимися по земли́.
И сотвори́ Бо́гъ человѣ́ка, по о́бразу Бо́жiю сотвори́ его́: му́жа и жену́ сотвори́ и́хъ.
И благослови́ и́хъ Бо́гъ, глаго́ля: расти́теся и мно́житеся, и напо́лните зе́млю, и госпо́дствуйте е́ю, и облада́йте ры́бами морски́ми, [и звѣрьми́] и пти́цами небе́сными, и всѣ́ми скота́ми, и все́ю земле́ю, и всѣ́ми га́дами пресмыка́ющимися по земли́.
И рече́ Бо́гъ: се́, да́хъ ва́мъ вся́кую траву́ сѣ́менную сѣ́ющую сѣ́мя, е́же е́сть верху́ земли́ всея́: и вся́кое дре́во, е́же и́мать въ себѣ́ пло́дъ сѣ́мене сѣ́меннаго, ва́мъ бу́детъ въ снѣ́дь:
и всѣ́мъ звѣре́мъ земны́мъ, и всѣ́мъ пти́цамъ небе́снымъ, и вся́кому га́ду пресмыка́ющемуся по земли́, и́же и́мать въ себѣ́ ду́шу живота́, и вся́ку траву́ зеле́ну въ снѣ́дь. И бы́сть та́ко.
И ви́дѣ Бо́гъ вся́, ели́ка сотвори́: и се́ добра́ зѣло́. И бы́сть ве́черъ, и бы́сть у́тро, де́нь шесты́й.
И соверши́шася не́бо и земля́, и все́ украше́нiе и́хъ.
И соверши́ Бо́гъ въ де́нь шесты́й дѣла́ Своя́, я́же сотвори́: и почи́ въ де́нь седмы́й от всѣ́хъ дѣ́лъ Свои́хъ, я́же сотвори́.
И благослови́ Бо́гъ де́нь седмы́й, и освяти́ его́: я́ко въ то́й почи́ от всѣ́хъ дѣ́лъ Свои́хъ, я́же нача́тъ Бо́гъ твори́ти.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Бытие, 1, 24 — 2, 3.
Поскольку Бог сотворил человеческое сердце, чтобы оно содержало Его, первым занятием человека было созерцание Бога. Он создал Адама и Еву, чтобы они были Его друзьями. Он приказал им возделывать и хранить Рай, но это не было трудом в нашем понимании этого слова. Они занимались физическим трудом по уходу за растениями в Раю и по управлению животными, но это приносило им чистой наслаждение и восторг, потому что это была работа без страдания.
Они также работали над более возвышенным возделыванием и хранением, и это было их главным занятием: возделывание и хранение ума, созерцание Бога в Его безконечных совершенствах. Бог устроил эту работу так, чтобы она продолжалась всю вечность, с намерением, чтобы их умы поднимались выше и выше, никогда не переставая, к большему и большему пониманию, к большему и большему восторгу познания и любви к Богу.
В сегодняшнем чтении, Бог Сам учит на Своем примере, что является конечной целью всех человеческих трудов: покой Седьмого дня. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Зная состояние падения, в котором находится человек, Он дает ему шесть дней недели для работы по снисканию пищи, которая погибает, но в день, освященный Его собственным отдыхом, Бог приказывает человеку прекратить работу и провести весь день в своем изначальном занятии, которое состоит в том, чтобы проводить время с Богом.
Когда Бог стал человеком для нашего спасения, Он еще раз совершил все Свои дела на Шестой день, и еще раз отдыха от всех Своих трудов на Седьмой день, покоясь во гробе по телу, но сойдя Своею человеческою душою в ад, чтобы освободить всех, кто содержался там пленником с прошлых веков. Затем на Первый день, который также и Восьмой день, Он разорвал узы смерти Своим Воскресением и освятил этот день, как икону вечности. Итак, христиане теперь отдыхают в День Господень, чтобы почтить образ того Дня, который не будет знать никакого вечера, и не только чтобы почтить, но на самом деле принять в нем участие даже в этой жизни, через предвкушение безконечного восторга того Дня.
Как мы храним День Господень? Как мы на деле проводим 24 час от захода солнца в субботу до захода солнца в воскресение? Решимся, этим постом, быть честными в этом отношении, и исправить то, что мы искривили, и восполнить то, чего у нас недостает.
Оригинал аудио на английском: https://www.spreaker.com/user/youngfaithradio/ilentwed
Этот комментарий взят из книги «Вечное жертвоприношение: великопостные чтения из книги Бытия» о. Стивена Аллена. Книгу можно приобрести здесь: http://www.lulu.com/spotlight/FrStevenAllen