Экранизировать великие литературные произведения – дело архисложное. Режиссер должен не только максимально бережно и уважительно передать дух первоисточника, но и суметь заинтересовать современного зрителя, привыкшего к динамичному кинематографическому языку. К сожалению, Сарику Андреасяну в его новой картине "Онегин" не удалось совместить эти две задачи.
Сюжет фильма неспешно и почтительно перелистывает строфы известного романа в стихах Пушкина. Перед нами разворачивается хрестоматийная история молодого столичного повесы Евгения Онегина, измученного светской жизнью и переехавшего в деревню. Там он знакомится с семьей Лариных и их соседом Владимиром Ленским, к которому испытывает дружеские чувства, несмотря на его увлечение поэзией. Скромная и робкая Татьяна Ларина влюбляется в Онегина, но тот отвергает ее письмо с чувствами. В итоге, на дуэли из-за оскорбленной чести сестры Ольги, Ленский гибнет от руки Онегина.
В попытке досконально следовать букве Пушкина, Андреасян заходит в тупик. Текст романа максимально точно переведен в прозу, стихотворные вставки то и дело проскакивают, но ощущение, что перед нами скорее инсценировка отдельных эпизодов, а не полноценное кинематографическое полотно. За два с лишним часа на экране нет ни живого дыхания, ни той самой "энциклопедии русской жизни", которую так ценят в пушкинском шедевре. Лишь папье-маше из цитат, кроме авторских отступлений, получивших разве что меташутку.
Проблема во многом кроется в неубедительной игре актеров. По странному решению режиссера, молодые герои романа представлены в фильме в возрасте уже за тридцать. Добронравов и Моряк, сыгравшие Онегина и Татьяну, выглядят откровенно старше своих книжных прототипов. Их попытки передать юношескую страсть, мучения отроческой души и первое томление чувственности смотрятся весьма неуклюже. Татьяна – уже опытная тридцатилетняя барышня, чьи страстные письма первому встречному вызывают недоумение, а не сочувствие. А в глазах Добронравова-Онегина мы скорее увидим кризис среднего возраста, чем вселенскую скуку потерянного поколения.
И дело здесь даже не столько в возрасте артистов, сколько в самом актерском амплуа. Моряк прекрасно смотрелась бы в роли Анны Карениной, а Добронравов – сельского помещика. Но никак не светских франтов, каковыми и должны были предстать главные герои. В конечном счете, ощущение, что мы имеем дело с банальной мелодрамой: "двое влюбленных не могут быть вместе – давайте порыдаем", как выразился один из рецензентов. А где же, собственно, извечные пушкинские вопросы о целях и смысле существования?
Впрочем, с незапоминающейся игрой актеров могла бы спорить яркая визуальная составляющая. Но, увы, вместо ожидаемой исторической достоверности и красочных декораций эпохи, перед нами предстают откровенно павильонные картонные миры, лишенные жизни и воздуха. Да, костюмы сшиты, интерьеры воссозданы, но от них не веет духом романа – скорее казенным, сухим запахом реквизита.
Возможно, Андреасян и пытался привнести в картину хоть какую-то свежую стилистику, но его робкие авторские находки вроде появления альтер-эго Пушкина в исполнении Владимира Вдовиченкова кажутся сиюминутными и выбивающимися из общего ряда. Актер то и дело выходит и начинает нудным голосом бубнить строфы из романа, отчего сама идея подобных вставок девальвируется.
В итоге у зрителя создается впечатление, что создатели фильма, проделав большую работу, в конечном счете потерялись в лабиринтах великого произведения. Они так старательно копировали букву Пушкина, что полностью упустили из виду дух романа. Все пути закономерно привели в театр: экранизация выглядит именно как инсценировка спектакля в кино, причем не слишком удачная.
Возможно, когда-нибудь появится гениальный режиссер, который разгадает тайну перенесения "Евгения Онегина" на большой экран. Но Сарик Андреасян явно не из их числа. Его фильм, растянутый, скучный и бессобытийный, к сожалению, не достиг должной высоты и рискует лишь отбить у зрителей интерес к первоисточнику. Ведь не зря поговорка гласит: чтобы дети возненавидели литературное произведение, надо включить его в школьную программу. И посмотреть эту экранизацию.