Чем больше масштаб боевых действий, тем скрупулезнее расчеты чиновников. И выше требования по экономии средств. Легенда гласит, что главную награду коллектив завода, который выпускал танки Т-34, получил не за увеличение количества отправленных на поле брани боевых машин. А за снижение почти вдвое цены каждого экземпляра. Положа руку на сердце – денег в мире на большую войну нет ни у кого, поэтому все выкручиваются, как могут. А потому на Западе не случайно встревожились от новостей о возобновлении проекта танка «Черный орел» в Омске.
Как пишет издание «Military Watch», русские пошли проверенным путем и решили реализовать старую разработку на новых мощностях. Дело в том, что в свете нынешних событий «Омсктрансмаш» получил беспрецедентные возможности для модернизации производства, благодаря чему там взялись доделать многое, до чего раньше руки не доходили. Завод уже имеет огромный заказ на производство новой версии танков Т-80, поэтому в рамках эксперимента там планируют изготовить партию занятных гибридов.
Россия – танковая держава, если так можно выразиться, поэтому ей и придется в числе первых решать все насущные проблемы данного рода войск. А именно, первоклассные «Арматы» оказались слишком дорогими для поля брани, где стаями летают дроны. Но ключевые особенности этого танка не потеряли актуальности, просто им нужно иное, более бюджетное исполнение. В поисках решений вспомнили, что много-много лет назад был создан проект «Черный орел», в котором есть практически все, что в «Армате». Но попроще и подешевле.
Во-первых, «Орел» строится на базе Т-80, что уже удешевляет его производство. У «Арматы» своя платформа, в разы лучше, но и закономерно дороже. Во-вторых, у этого танка необитаемая башня, что спасет его от атак беспилотников. Причем она достаточно велика, чтобы установить туда 152-мм орудие, со всем спектром доступных для него боеприпасов. В-третьих, танк по умолчанию получал движок на 1500 л.с., что обеспечивало ему лучшие в своем классе показатели скорости и маневренности.
Фактически в 90-е был создан танк-робот, который гарантировано превосходил все основные танки того времени. Да и сейчас многих победит в дуэли. Конструкторы сумели удержать вес боевой машины менее 50 тонн и сохранить относительно малые габариты. Но тогда новинка никому не была нужна, а если честно – не было у страны возможности производить то, что хотелось. Приоритет отдали «Уралвагонзаводу» и Т-90, и нельзя сказать, что это решение было неверным. Но сейчас, в новых условиях, самое время вспомнить про «Черного орлика».
Понятное дело, что проект 30-летней давности придется пересмотреть, а сам танк наделить множеством новых элементов. Но это не будет революцией, все эти компоненты и узлы выпускаются серийно и успешно применяются на модернизированных танках от Т-72 до Т-55. То есть, дешевизна, простота и массовость – именно то, что нужно армии. Необитаемая башня и новые средства защиты от дронов должны сделать «птаху» королем поля боя, так как противнику вместо проведения быстрых атак придется долго и мучительно изучать его со всех стороны в тщетных поисках уязвимых мест.
А самое главное, пожалуй, это возможность «Омсктрансмаша» в короткие сроки поставить на поле брани десятки таких танков. Экспериментальных или уже нет – это вторично, потому что ВПК западных стран не способен даже на такое. Сказывается специфика деятельности, когда там ориентируются только на прибыль, а у нас казнокрадов все же регулярно наказывают и предприятия сохраняют возможность выпускать недорогое и толковое оружие. В больших количествах.