Найти в Дзене

Признаков разрушения "старой" системы бизнес-образования пока не наблюдаем

РБК опубликовал статью «Старая система бизнес-образования рушится: зачем школам ВДНХ и мини-курсы», основанную на трендах, выявленных Русской школой управления. Заголовок что надо, несмотря на старый, изъеденный молью нарратив о «конце МВА», внимание публики привлекает. А вдруг кто-то, прочитав этот материал, и впрямь решит, что «старой» системе бизнес-образования пришел конец.

Давайте разбираться. Во-первых, очевидно, что говоря о ВСЕЙ системе бизнес-образования, коллеги говорят только о рынке корпоративного обучения, причем - коротких курсов и программ; для выявления трендов развития всего российского бизнес-образования у них просто не хватает данных.

То, что имеется  виду только рынок корпоративного обучения по коротким программам, подтверждает следующее высказывание: «Компании теперь не просто хотят отправлять сотрудников учиться. Они хотят, чтобы те во время обучения решали задачи их бизнеса». Во-первых, компании если и тратят деньги на обучение своих сотрудников, то исключительно на короткие курсы, а не, скажем, на MBA. Корпоративные программы МВА сейчас вообще далеко не массовое явление.

Во-вторых, целью бизнес-обучения всегда являлся выход на решения задач бизнеса, поэтому никакой новизны в этом нет. Но во время учебы сложно решать какие бы то ни было прикладные задачи. Это можно делать, если речь идет о коротком курсе для корпоративной группы, нацеленной на конкретную задачу конкретной компании. А в группе, набранной с открытого рынка, решать текущие задачи всех компаний участников никак не получается.

Еще один пассаж: «Клиенты хотят не просто получить общие знания, они хотят узнать, как эти знания можно применить в их сфере бизнеса или области деятельности». И это, на наш взгляд, сложно это назвать новым трендом. Так всегда и было, начиная с 90-х! Никогда клиенты бизнес-школ не стремились к чисто академическому знанию. Бизнес-образование вообще стоит на том, что это практикоориентированное образование, направленное на решение конкретных бизнес-задач.

В отношении бОльшего интереса бизнеса в последнее время именно к отраслевым коротким обучающим программам. Представляется, что он всегда присутствовал. Вероятно, практика РШУ говорит об этом, но можно ли распространить этот тренд на весь рынок? Вопрос в масштабах интереса к программам отраслевой направленности. И раз уж тут разговор идёт о корпоративном обучении, интересно обратиться к масштабному исследованию МШУ Сколково «Как изменится рынок корпоративного обучения руководителей крупных компаний в 2022-2023 гг.»

Экспертный опрос был проведен среди представителей крупных российских компаний с численностью сотрудников более 1000 человек. Большая часть опрошенных: HR-, T&D-, L&D-руководители департаментов, занимающихся развитием сотрудников.

Вот некоторые результаты. По мнению представителей компаний, наиболее востребованными компетенциями сотрудников являются следующие.

-2

Как видно, это отнюдь не отраслевые компетенции. Фокус внимания руководителей на диаграмме ниже обращен на вопросы, также общие для любого бизнеса.

-3

Результаты этого исследования не очень бьются с исследованием, на которое опираются авторы статьи в РБК, говоря о новом, отраслевом тренде. Видимо, его нужно рассматривать в рамках одной или нескольких бизнес-школ, занимающихся короткими курсами и программами.

Приведенные соображения не исчерпывают все аспекты статьи, но на мой взгляд, уже достаточно противоречат тезису о разрушении системы бизнес-образования. Ее столько раз пытались хоронить, а она, пожалуй, еще всех нас переживет. Любая система не является застывшей, тем более, бизнес-образование, которое постоянно обновляется. Поэтому деление на старое и новое, в принципе, некорректно. Впрочем, наверное, возможны и другие мнения, буду рада, если другие бизнес-школы выскажут свое мнение.

Больше материалов - на портале "МВА в Москве и России"