Найти тему

Проблема современных пьес

Просмотрев афишу театров родного города я заметил, что почти нет современных произведений или они не пользуются спросом, я задуматься почему так происходит.

Среди множества проблем современных пьес и сценариев можно выделить одну большую: нет хороших современных пьес и сценариев. Проводятся творческие конкурсы и не в малом количестве. Из университетов каждый год выпускаются сотни сценаристов и дипломированных писателей. Значит, работы победителей, лауреатов, дипломантов, по определению, должны чем-то выделяться из общей массы. А кто-нибудь интересовался, сколько работ победителей конкурсов драматургии было поставлено в репертуарных театрах? Вывод, думаю, понятен всем. Отсутствует связующая нить между теми, кто ищет и находит талантливые пьесы и сценарии, и теми, кто имеет возможность их создавать.

Раньше существовала иная система: писался литературный сценарий под определённого режиссера который выкупал на него права. За частую автор произведения, если был жив, то писал сценарий в соавторстве с профессиональным сценаристом, потому что самому прозаику все время работать в жанре литературного сценария было трудно. Тот, кто мыслит точными, короткими и эмоциональными фразами-диалогами, со временем перестает думать полемично, теряет возможность рассуждения, теряет свой стиль, так нужный в писательском труде. За тем сценарий попадал к режиссеру. И тут происходили неприятные для автора вещи. У режиссера — другое видение. У него задача — выразить себя, выразить свое виденье о предмете, у режиссера свое мировоззрение, бывает не совпадающее с авторским. Некоторые режиссеры приходят в профессию, чтобы понять людей, а есть те, которые навязывают остальным собственную, уже сформировавшуюся и неизменную точку зрения. В этом плане ничего с тех пор не поменялось. Изменилось отношение к автору. Он теперь не имеет возможности остановить процесс издевательства над своим собственным произведением.

После литературного сценария писался режиссерский сценарий, на написание которого уходило больше двух месяцев. Режиссер вырезал из литературного сценария то, что казалось ему не имеет смысл, добавлял свое видение, расписывал действие по кадрам — от склейки до склейки. Бывало от изначального литературного произведения ничего не оставалось, иногда совсем искажался смысл. Очень редкий случай, когда автор и режиссер являются союзниками. Ф. М. Достоевский по поводу инсценировок для театра собственных произведений говорил, что невозможно ставить его произведение полностью. «Все мое произведение в театре поставить невозможно, возьмите какую-то одну линию и пишите инсценировку для театра», — говорил он.

Теперь же во времена продюсерского кино и директорского театра контракты заключаются таким образом, что не только автор, но и режиссер не имеют возможность влиять на итоговый результат. Мало того, теперь все начинается чаще всего со сметы. Прежде чем начинать сценарий, автор и режиссер узнают у продюсера: какая смета? От этого зависит, останутся ли в итоге или будут вырезаны целые эпизоды и каким образом они будут выглядеть. Если количество средств достаточно и продюсер — укорененный в искусстве человек, то всем повезло. Но чаще всего, к сожалению, продюсеры — это люди, которые просто зарабатывают так на жизнь. Сделать все бесплатно или как можно дешевле — для них смысл деятельности. Иногда появляется впечатление, что некоторые продюсеры вносят деструктивный характер нарочно.

Можно узнать, что сами сценаристы об этом думают.Мария Огнева – уроженка Забайкальского края, драматург, сценарист, шеф-редактор киностудии Горького, арт-директор фестиваля драматургии «Любимовка», куратор конкурса пьес для детей и подростков «Маленькая Ремарка». Российские театры сегодня неохотно берут современные пьесы. Автор поделилась мыслями о том, почему так происходит, и развенчала главный миф о молодой российской драматургии.

– Современные театры очень боятся современной драматургии. В этом замешаны финансовые проблемы, живому автору надо платить, а Шекспиру или Чехову не надо платить. Но иногда театры просто боятся современной драматургии, потому что им кажется, что это “чернуха”, ужас, про то, как бандиты избивают наркоманов и проституток. Это была правда для 90-х и начала 00-х, авторы этих лет в своих пьесах обращались к тем слоям населения, к тем проблемам, которые в советской драматургии не вскрывались. Но с 90-х прошло 20 лет, невозможно и сегодня писать про бандитов и проституток, современная драматургия шагнула вперед, она не про это. Современная драматургия – это не “чернуха”, а поле для экспериментов, - отметила драматург.