Найти в Дзене

Рассказываем о жительнице Новой Солянки по просьбе односельчан

Нина Петровна Чернышёва (в девичестве Матанина) родилась в Заозёрном, училась здесь. Мечтала поступить в мединститут на терапевта. Не поступила. Оказалось, это и к лучшему: судьба повернулась по-другому.

«Устроилась в аптеку № 56, – рассказывает Нина Петровна, – фасовали порошки, чихали-кашляли. И с нами была замечательная женщина-фасовщица, она и посоветовала: «Девчонки, в Солянке есть училище СПТУ-10, моя дочь его окончила. Там год всего учиться, а с отличием окончите – потом хоть в техникум, хоть в институт дорога открыта. И мы с приятельницей Светой приехали в Солянку. Сразу полюбили это село. Там был ещё научно-исследовательский институт, особая атмосфера, люди особые. После окончания училища Светлана пошла в торговлю, а я дождалась места на ветучастке, вот меня и приняли. Замуж вышла в Солянке, сыночку родила».

Немного поработала до декрета в Больших Ключах. Свекровь у Нины была заведующей в магазине, приходит и говорит: «В ветучастке место освобождается, заведующий уходит на пенсию, ветврач на его место, тебя фельдшером возьмут».

И вот с 20 мая 1980 года Нина Петровна отработала здесь 36 лет. Со временем получили с мужем квартиру благоустроенную, домик купила и маму, которая сорок лет добросовестно отработала в детском комбинате «Звёздочка», перевезла из Заозёрного. Мама уехала в Усть-Илимск, а домик остался, есть где заниматься огородничеством.

Рыбинский сельскохозяйственный техникум Нина окончила с отличием. Первые самостоятельные шаги в профессии делала под руководством Николая Григорьевича Сальникова, очень благодарна своему коллеге, наставнику. А также Фриде Васильевне Якубенко, санитарке, с которой 18 лет отработали вместе. С благодарностью вспоминает Нина Петровна главного ветеринарного врача Михаила Алексеевича Максимова. После него ветеринарную службу района возглавил молодой, перспективный специалист Пётр Валентинович Фуфарев. Он внёс свежую струю в работу, дал новый импульс. Ветеринарные работники на местах старались перенимать передовой опыт, внедрять новое, интересное, стремились быть «впереди планеты всей». И им это удавалось!

«До сих пор помню Зайцевых, хозяев первого поросёночка, которого кастрировала. Я так переживала, пока они не пришли и не сказали: «Да не переживай, всё нормально», – вспоминает Нина Петровна. – По домам приходилось много ходить. Приезжали мы с Николаем Григорьевичем в Старую Солянку, работали там весь день. Прививки делали только крупному рогатому скоту. На следующий день на электричке выезжаю, ставлю прививки свиньям. В Орешниках тоже было большое поголовье скота. Машины своей не было, спасибо совхозу, выделяли при надобности. Знаете, солянцы очень добрые, гостеприимные люди. Я их всех люблю. Бывали, конечно, и негативные моменты. Но старалась на это не обращать внимания, для меня было главное – это животные. Животные, они такие беззащитные, такие благодарные».

И рассказала о таком случае: «Принесли полумертвую подростка овчарку. Решила – буду стараться лечить, лишь бы не онкология. Объяснила хозяйке: будем делать всё возможное, лечить, чем можем, вылечим – нам огромный плюс, не вылечим – ну воля Божья, болезнь очень запущена, надежда слабая. Можно сказать, провели эксперимент. Внутривенные, внутримышечные инъекции делали, звонила в Заозёрный, в Красноярск коллегам. Вылечили мы эту собачку, она начала есть, поправляться.

Иду однажды по улице с работы, навстречу – женщина, девочка, с ними такая красивая овчарка, аж блестит. Собака подпрыгивает и лижет мне руки. Я говорю: «А что, вы другого щенка взяли?» Они отвечают: «Ну что Вы, это же та, которую вы вылечили…»

А ещё такой эпизод. При ветучастке открыли пункт искусственного осеменения. Племянник со стороны мужа из Астрахани попросился в гости в Сибирь. Руслан побывал на участке, посмотрел на работу по осеменению. После долгих раздумий спросил: «Тётя Нина, а Вы видели тех телят, которые после искусственного осеменения родились?» После утвердительного ответа он, ошеломлённый, воскликнул: «Вы – Бог, тётя Нина, Вы умеете делать животных!»

Сейчас Нина Петровна больше находится в Красноярске: у сына дочь-первоклашка, у дочери девочки-погодки, одна тоже первоклашка. «Если у вас есть внуки, значит, вы живёте не зря, так кто-то из великих людей сказал, – говорит Нина Петровна. – Три внученьки у меня – моя любовь и гордость. Привозят мне их в июле-августе, и я с ними до 20 августа в Солянке. На огороде возимся, на детскую площадку ходим.

Работа была интересная. Мне этого так не хватало, когда ушла на пенсию. Год страдала по работе, по людям. Иногда, по просьбе односельчан, и сейчас оказываю помощь животным».

Случается, и экстренную. В соседнем доме котёнок резвился, прыгал, ударился о ручку двери и потерял сознание. Соседка прибегает, несёт его, а он, как тряпочка. «Успокойтесь, – говорит Нина Петровна, – сейчас мы дадим ему нашатырного спирта, накапаем капелек. Он ударился головкой, у него шок». Через некоторое время котёнок открывает глазки и «говорит»: «Мяу!» Кто в этот момент был больше рад: хозяйка котёночка или его спасительница – вот вопрос!

Людмила БЕЛЕЦКАЯ

Фото Галины ТЕРЕХОВОЙ