Сегодня пост на просто потрепаться…
Друзья мои, давайте посмотрим правде в глаза - кто бы, что ни говорил, но беззеркалки сейчас ничуть не менее надежные (разумеется в рамках использования по назначению), чем зеркалки!
Они ресурсны, инновационны, и их также смело можно брать для съемок даже в не самых тепличных условиях, и не бояться, что в самый неподходящий момент камера скоропостижно и внезапно “превратится в тыкву”.
Есть момент менее богатого запаса прочности комплектующих из-за компановки внутри корпуса того количества электроники, которой под самый байонет напичканы беззеркалки, а заезженные тезисы, мол:
- “Всё это маркетинг!”,
- “Раньше камерой можно было орехи колоть!”,
- и “Раньше пробеги до миллиона доходили, а теперь и двухсот тыщ камера не пробежит!”,
…из которых, как правило, и делаются выводы о ненадежности беззеркальных камер, весьма однобоки, и столь категорично озвучиваются, как мне кажется, исключительно от недостатка информации о том, какие процессы происходят внутри современной камеры, и каким образом достигнуты те самые технологичные решения, которые облегчили процесс создания фотографий для всех сразу.
1) Начну с конца, ибо вопрос ресурса затвора беззеркалок стоит особенно остро, но так уж получилось, что общее количество отснятых кадров больше не отражает ресурс затвора.
При диагностике пробега камеры через сервисный софт к пункту ”Shutter count”, показывающему сколько кадров вообще было сделано, давно добавился пункт “Mechanical Shutter count”, характеризующий количество циклов срабатывания механического затвора. И вот именно его нужно брать в расчёт при оценке пробега, потому, что с тех пор, как камеры научились снимать через Liveview, режимов работы затвора стало целых три:
- первый, тот самый, который щёлкает в камере - это механический.
Перед матрицей елозят две шторки, передняя и задняя, которые, регулируя экспозицию, открываются и закрываются. Алгоритм такой: передняя шторка открывается, свет попадает на матрицу, как только время выдержки заканчивается - задняя шторка закрывается. Кадр сделан.
- второй - электронный.
Никаких шторок при таком подходе уже нет, он просто включает и выключает матрицу, фиксируя картинку построчно.
- а вот третий - гибридный.
Неизбежный компромисс, после появления возможности съёмки через Liveview, и массового распространения беззеркалок. Потому, что как только из камер убрали зеркало, механическому затвору пришлось впахивать в два раза больше.
Поясню:
Снимая на беззеркалке в режиме механического затвора происходит следующее: при нажатии на спуск, сперва затвор закрывается, обнуляя сигнал с матрицы, после чего открывается передняя шторка, экспонируется кадр, закрывается задняя шторка. И вот кадр уже сделан, но чтобы снова привести всю систему в боевую готовность, затвор должен ещё раз открыться. Т.е. ему туда-сюда два раза ходить приходиться.
Гибридный же режим нивелирует эти “переработки”. Матрица обнуляется сама, экспонирование начинается с электронной шторки, дальше матрицей фиксируется сигнал, а по завершении времени выдержки, механическая задняя шторка закрывает затвор. Т.е. механический цикл повторяется только раз.
Понимаете, к чему я клоню?
Тот самый условно-критический ресурс в “200 тыщ” из тезиса “Раньше пробеги до миллиона доходили…” в первую очередь зависит от того режима, в котором будет работать затвор.
Если всё время снимать с механическим, то, во-первых, умножайте ресурс на два, а 400 тысяч ходили далеко не все зеркалки (например, новый 6D в стресс тесте (ролик есть на канале) у нас выдержал 294000 срабатываний, что втрое заявленного гарантией пробега.
А во-вторых, производители, как правило, намеренно занижают реальный ресурс затвора, устанавливая гарантию в среднем на треть от максимального количества срабатываний, чтобы если уж чего в этот период сломалось, то это либо действительно заводской косяк и его надо срочно исправлять, либо рукожопие самого пользователя, а тогда и спешить особо не стоит.
Короче говоря сама по себе беззеркалка тут ни при чём.
2) Причём может быть только замена некоторых элементов затвора с металлических на пластиковые для погашения вибрации, чтобы лязганье и сотрясение не раздражали внутренний мир фотографа, не срывали снайперские съемки, и не распугивали трепетных моделей в момент создания кадра (сами понимаете прочность пластика куда ниже металла), и более сложное техническое исполнение.
Сейчас в большинстве камер для трех положений затвора (верхнее - среднее - нижнее), ставится сразу два мотора и шесть датчиков положения, чтобы исключить лаг и сделать передвижение шторок максимально быстрым. А чем больше элементов в механизме, тем он, с одной стороны, более технологичен, удобен в использовании и совершенен, но с другой - более чувствителен к грубому обращению и нештатным ситуациям.
Тезис про “колку камерой орехов” очень яркий, но ровно настолько же несостоятельный, ибо “Зачем? (вспоминаем ремарку вше про целевое использование). Подобное обращение никогда не приветствовалось и с зеркалками, так почему беззеркалки должны его прощать?
3) Единственное, с чем я соглашусь в плане “ненадежности” беззеркалок, так это с “повышенной чувствительностью матриц к воздействию прямых солнечных лучей и почти всех лазерных.
Вот тут - да, любая матрица, хоть от Canon, хоть от Nikon, хоть от Sony выпилится, если до неё дотянется достаточно мощный лазер, или прямой солнечный луч (даже закатный), сфокусированный через объектив.
Только тут такой момент, что лазеры успешно жгли матрицы и до беззеркальной революции. Просто из-за того, что зеркалки не отличались сильными видео возможностями и были хоть как-то прикрыты зеркалом, шанс попасть под прямую наводку лазера был не так высок, как сейчас, когда оба этих условия под воздействием технического прогресса сами собой испарились.
Вспоминаем посмертное видео с матрицы Canon 5D Mark II (https://youtu.be/qzyKLoEDb64?si=7jIBAyQfhtiXK0YX), снятое аж в 2010 году, где с каждым импульсом видно, что сенсор показывает новые повреждения (стоимость ремонта была примерно такой же, как стоимость новой камеры).
Поймите, современные камеры с поворотными экранами, шлейфами, бесшумными затворами, датчиками и моторами, умной системой автофокуса и ИИ на борту, где вместо отдельных электронных блоков под каждую конкретную функцию, за все процессы отвечает одна большая главная плата, стали практически гаджетами.
Все эти технологии облегчили процесс создания фотографий для всех сразу - от новичков до профессиональных профессионалов, благодаря чему, они, вместо того, чтобы думать:
- какие выставить настройки,
- как удержать камеру неподвижной, чтоб не получить смаз,
- и какой режим автофокуса выбрать, чтоб попасть модели точно в глаз,
…отныне могут освободить творческий потенциал и сосредоточиться на том, что действительно важно - на создании изображения, которое красивым визуалом и смысловым содержанием обязательно привлёчет внимание зрителя. Но!
За это приходится платить более аккуратным отношением и новой культурой эксплуатации, которая отныне предусматривает замену камеры чуть раньше, чем было во времена зеркальных камер, когда фотоаппарат покупали на ближайшие десятилетия!
Никого же не возмущает, что смартфон из-за усталости аккумулятора и повышенных требований обновленных приложений к железу приходится менять через каждый +/- 2-3 года - с беззеркалками та же ситуация!