Найти тему
Пахомов Петр

Священное время. Пища праотцев и наш пост. День третий

 Перевод на русский язык книги старца Благовещенской келлии в Карее старца иеромонаха хризостома
Перевод на русский язык книги старца Благовещенской келлии в Карее старца иеромонаха хризостома

Сегодня совершалась Божественная Литургия Преждеосвященных Даров, на которой читался конец первой главы Бытия и начало второй. Там говорится о творении человека. Интересно, что человеку в пищу назначает "всякую траву, сеющую семя" и "всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя..." Не забыл и животных, и птиц, и пресмыкающихся, в которых "душа живая" (прямо вопрос для зоологов). Разрешается только растительная пища, так до следующего поста ограничения: после грехопадения рацион изменяется соответственно: тоже растительный, но это уже полевая трава, и хлеб, выращиваемый "в поте лица". И, наконец, во время Ноя: велел снова плодиться и размножаться. С этим наказом активно борются извращенцы-гуманисты... И все ограничения по пище сняты: "все движущееся, что живет, будет вам в пищу, ка зелень травную даю вам все" только плоти с душою, с кровью ее нельзя есть. Это конец праотеческого вегетарианства. Любопытно, что завет заключен не только с человеком, но и со всем подвластным ему животным миром... В разное время обращаешь на разные моменты библейских текстов. Сегодня первая этим постом Преждеосвященная Литургия, на которой Святые Дары не освящаются, а подаются уже ранее освященные. Некоторые православные сайты пишут, что это ради человеческой немощи и причащаться надо на полных Литургиях, странноватый подход. То поощряют максимально частое Причащение, то ограничивают его. В церковном уставе ничего подобного нет. Радует только, что наш народ при таком подходе считается более мощным, чем греческий. Мы живём по Иерусалимскому уставу, а Афон по своему Уставу, который от монастыря к монастырю может значительно отличаться. Где-то Преждеосвященная служат каждый день. По воспоминанием о. Ефрема Аризонского в келлии Иосифа Исихаста два Агнца для причастия заготавливали в субботу, три в воскресение. Постились они по особенному. Старец Иосиф предупредил молодого послушника: здесь не будет приготовленной еды, не будет хлеба, здесь сухари по субботам и воскресениям. Здесь только мучная болтушка. При этом днём тяжелая работа. Хуже было, когда они ели непонятную травку и вкушали испорченные продукты, припасенные специально для поста. Все это закончилось для Ефрема плохо - отравлением. И всю Пасху у него была рвота. Но, это все послабее, чем пост у старца Хаджи-Георгия. Там никогда не употребляли масло, вино, рыбу, сыр и яйца. Даже на Пасху. И этого старца обвиняли в том, что у него умирает много молодых послушников. Но, в действительности, если мы откроем одну из книг, описывающую пост в афонских монастырях, то кроме обычной для нас постной пищи встретим по субботам и воскресениям и осьминога, и каракатицу, и даже тарамаса (мелкую неочищенную рыбью икру. Так что каждому надо руководствоваться общими правилами, но и не избегать своих особенностей. И ни в коем случае не заниматься соревнованием на постах. Не забывать, что пост это не цель о, а средство и совершенствоваться в посте надо с осторожностью и постепенно: от поста к посту. Программа рассчитана на долгие годы.