Найти тему

Из толкований святого Августина, епископа, на Псалмы (Пс 86 (85), 1)

Святой Августин, епископ.
Святой Августин, епископ.

Из толкований святого Августина, епископа, на Псалмы (Пс 86 (85), 1)

Христос молится в нас и о нас, мы же молимся к Нему

Бог не мог даровать людям большее Слова Своего, Которым всё сотворил, всё соделал через Главу, самих же человеков принял членами тела Его. Так Христос соделался Сыном Божиим и Сыном Человеческим, единый Бог вместе с Отцом и единый Человек вместе с людьми. Итак, когда говорим с Богом, вознося к Нему наши моления, не будем станем отделять от Него Сына, когда же молится тело Сына, да не разлучается с Главою Своею, да будет един Спаситель тела Своего - Иисус Христос, Сын Божий, молящийся в нас и о нас, мы же молимся к Нему.

Он молится о нас, будучи нашим Священником. Молится в нас, будучи Главою нашей. И наконец, - будучи Богом нашим, Он есть принимающий возносимые к Нему молитвы.

Итак, узнаём в Нём глас наш и глас Его в нас. Если же что говорится о Господе Иисусе Христе, наипаче - в пророчествах, в чём можно было бы узреть уничижение, недостойное Бога, - не колеблясь, отнесём это к Нему, коль скоро Он Сам, без колебаний, соединился с нами. Ибо это Ему служит всё творение, коль скоро Им же всё сотворено.

Мы же изумимся величию и Божеству Его, слыша, что "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, что начало быть". Созерцая сие Божество Сына Божия, бесконечно превосходящее всё, что ни есть великого посреди творений, внемлем гласу Его равно и в некоторых частях Священного Писания, - услышим, как Он вздыхает, молится, благодарит.

Мы страшимся, с содроганием разумея, что Он Сам произносит реченное там, ибо мысль наша нехотя оставляет высоты недавнего созерцания Божества Христова к видению уничижения Его. Рассуждаем, что было бы некоторым оскорблением признать, что сии слова принадлежат Человеку, к Которому мы в предшествовавшее мгновение возносили молитвы наши как к Богу. Часто пребывая в раздвоении, мы желали бы изменить значение этих слов. Но во Священном Писании мы не найдём ничего, кроме того, что относится к Нему, и сего не можем оставить.

Пробудимся же и паче будем бодрствовать верою, дабы смогли мы узреть, как Тот, к Кому мы только то возносили молитвы как к Богу, принял образ раба. Он уподобился людям, и был воспринят как человек, сим уничижился, будучи послушен даже до смерти. Распявшись же на Кресте, усвоил Себе слова псалма, возопив: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?"

Когда мы молимся ко Христу, - обращаемся к Нему как к Богу. Когда же молится Он Сам, - делает сие как раб. Там Он - Творец, здесь - тварь. Но, приемля образ изменчивой твари, Сам Он пребыл неизменен, нас же соделал единым с Собою человеком, в котором Он есть Глава, мы же - тело. Посему помолимся к Нему, через Него, и в Нём. Станем восклицать вместе с Ним, а Он - вместе с нами.