Найти тему
МБОУСОШ №15

Кирзовые сапоги и их история

Кирза – что за материал

Кирза́, или ки́рза (первоначально «керза́» англ. kersey — грубое домотканое или техническое сукно, в России каразея) — многослойная плотная прочная хлопчатобумажная ткань и композитный материал на основе такой ткани, обработанной плёнкообразующим составом или прорезиненной.

Существует ошибочная версия, что название «кирза» возникло в период Великой Отечественной войны как сокращение от «Кировского завода искусственных кож», где было развёрнуто массовое производство заменителя кожи на основе многослойной ткани с пропиткой из синтетического каучука. Однако ещё в начале XX века подобный материал с пропиткой из яичного желтка, канифоли и парафина изготовил российский изобретатель Михаил Михайлович Поморцев. Под названием керза́ его изобретение получило одобрение Артиллерийского комитета как заменитель кожи. Новый материал прошёл испытания во время Русско-японской войны, использовался для производства конской амуниции, сумок и чехлов. Демонстрировался на Всемирной выставке в Льеже в 1905 и в Милане в 1906 году. Со временем буква «е» в его названии поменялась на «и».

Кирза применяется при изготовлении спецодежды и элементов военного снаряжения (как пример: в СССР и в РФ из кирзы шили танковые комбинезоны, зимние куртки техсостава авиации и др.). Однако термин чаще используется в отношении обувной кирзы — композитного материала, состоящего из обработанной плёнкообразующими веществами многослойной ткани (фактической кирзы). Этот материал применяется как дешёвый заменитель кожи. Поверхность обувной кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи. Применяется в основном в производстве голенищ армейских сапог, а также для изготовления прорезиненных приводных ремней, патронных сумок, планшетов и так далее.

При советской власти в качестве основы для кирзы использовали грубоватую и недорогую многослойную хлопчатобумажную ткань, которую затем пропитывали синтетическими веществами (синтетическим каучуком), чтобы добиться водонепроницаемости. Основой для более современной кирзы являются лёгкие нетканые материалы с хаотически расположенными волокнами, которые тоже пропитывают специальной синтетикой для придания влагостойкости. После этого производится тиснение под свиную кожу — ради того, чтобы готовый материал выглядел более эстетично.

Появление кирзы в советской армии

Про кирзу вспомнили уже в СССР. В 1935 году утерянную технологию попытались возродить, применив искусственный каучук. Получилось не очень: голенища трескались на морозе. Однако с 1937-го кирзовые сапоги все равно стали поставлять в войска, а в феврале 1941-го армия перешла на них окончательно — весь рядовой состав и младшие командиры. По крайней мере, на бумаге.

Правда, уже в августе 1941 года жалоб накопилось столько, что разработчиков обязали исправить недочеты, посадили в лабораторию и приказали переосмыслить, устранить и улучшить. Что те и исполнили в сжатые сроки, получив к апрелю 1942-го кирзу в привычном для нас виде. И заодно — Сталинскую премию.

Для поколений, с кирзачами незнакомых, надо пояснить: из кирзы у них только голенище, а низ — из натуральной юфтевой кожи. И если за искусственным материалом ухаживать приходилось лишь из эстетических соображений, то кожу требовалось обрабатывать. Лучше всего — гусиным жиром. После жира наносилась вакса, но только из эстетических соображений тк жир легко собирал грязь и пыль. И, конечно, сапоги все равно промокали — сначала подтекали по швам, а потом вбирала воду и набухала та часть, что была из натуральной кожи.

Ношение кирзачей

И все же в полевых условиях кирзовый сапог был незаменим. Уже после Великой Отечественной их носили везде, где требовалась полевая обувь: в деревнях, на стройках, на охоте, в экспедициях. Впрочем, геологам в какой-то момент использовать кирзовые сапоги запретили чуть ли не приказом министра: подошва у них скользила на мокрых камнях, легко было упасть и разбить голову, что и случалось до запрета.

Недостатком кирзачей было неудобство при беге. Добрая половина служивших в армии в советское время именно поэтому и вспоминает сапоги недобрым словом. С другой стороны, те, кто знаком не понаслышке и с сапогами, и с берцами, признают: в полевых условиях кирзачи лучше. Во многом потому, что носят их с портянками.

Портянки были отдельной страницей бытования советского человека. Сапог ведь с носком не носят: собьется он на переходе, сотрешь ногу до мяса. Или просто протрется до дыр так быстро, что оглянуться не успеешь. Ну хорошо, нынче есть всякие хитрые носки: и длинные, и эластичные, и прочные. Но раньше альтернативы портянкам не было.

За счет многослойности они и ногу от натирания лучше предохраняли, и сохли быстро. Разулся на привале, если тепло, а сапог портянкой обмотал снаружи, чтобы из нее влага выходила. Если же ноги промокли, можно было портянку перемотать другим концом — так, чтобы мокрая часть сохла на икре, а стопа была сухой тканью обернута.

Портянки

Простота изготовления портянок тоже играла немалую роль. Достал два прямоугольных куска ткани 35х90 см — и вопрос решен. Летом и х/б годилось, а зимой и в межсезонье — шерсть, байка, фланель. Впрочем, шерстяные портянки и летом носили — и ничего, нога в сапоге дышала.

Дембельская мода

Уважающий себя солдат в советское время уходил после срочной службы на гражданку в специально подготовленных дембельских сапогах. Конечно, высшим шиком было достать офицерские хромовые сапоги. Приемлемый вариант — юфтевые, с кожаными голенищами. Но за неимением таковых и кирзовые тоже дорабатывали.

Сапоги подворачивали или обрезали — в этом случае край голенища аккуратно обшивали. А еще их проглаживали горячим утюгом, чтобы голенище превратилось в гармошку. Или, наоборот, чтобы впереди и сзади образовались острые стрелки.

Низу сапога, разогрев его паяльной лампой, молотком придавали форму лодочки. Из резины, срезанной с катков бронетехники, делали новые каблуки — высокие, 3-4 см, и по-ковбойски скошенные. А снизу на каблук набивали подковки, чтобы цокать, а то и выбивать искры из асфальта. В общем, это были уже не сапоги, а своего рода произведение искусства. Правда, ходить в них было неудобно. Но что поделать, красота требует жертв.