Найти тему
История войн и оружия

Нашлемная система целеуказания: создание и развитие

Югославский пилот Миг-29 с нашлемным прибором целеуказания "Щель-3УМ"
Югославский пилот Миг-29 с нашлемным прибором целеуказания "Щель-3УМ"

Во время создания МиГ-29 советского самолета четвертого поколения большое внимание уделялось оружию ближнего боя.

В то время считалось, что советские истребители МиГ-29 будут подниматься в воздух по целеуказанию наземных радиолокаторов и вступать в ближний бой.

Если из пушки по активно маневрирующему противнику попасть было бы трудно, специально для этого случая была разработана нашлемная система целеуказания "Щель". Советский комплекс нашлемного целеуказания имел угол зрения до 60°.

Системы нашлемного целеуказания появились после того как выяснилось, что индикаторы на лобовом стекле ограничены по углу зрения.

Новые ракеты с тепловыми и телевизионными головками самонаведения позволяли осуществлять захват цели в более широких углах видимости.

Первыми были американцы они свою систему нашлемного целеуказания для своей ракеты AIM 95 "Agile", но они посчитали новинку слишком дорогой и проект закрыли.

Нашлемная система целеуказания "Agile" и Elbit Systems DASH
Нашлемная система целеуказания "Agile" и Elbit Systems DASH

ЮАР за идею ухватились и внедрили на свои самолеты Mirage F1AZ. Советский Союз встретился с "Миражами" в небе Анголы и оценил новинку.

В 1983 г. в СССР создается нашлемная система целеуказания "Щель" для ракет Р-73 РМД-1 и РМД-2 с инфракрасной головкой самонаведения.

Р-73
Р-73

Угол целеуказания у РМД-1 (базовая версия Р-73) был 45°, у РМД-2 уже 60°.

Советская нашлемная система целеуказания "Щель".
Советская нашлемная система целеуказания "Щель".

От шлемов с целеуказанием был сделан шаг к шлемам с целеуказанием и индикацией важной информации. Также добавляют возможность видеть в темноте, на большой дальности, с возможностью зуммирования и "сквозь" свой самолет.

Свой шлем с целеуказанием есть у вертолетчиков, у пилотов F-35, даже есть мультимедийный шлем с дополненной реальности для Су-57.

Шлем пилотов Ка-52
Шлем пилотов Ка-52
Шлем пилота Су-57. Фото В. Кузьмин
Шлем пилота Су-57. Фото В. Кузьмин
Шлем пилота "Апача"
Шлем пилота "Апача"
Шлем пилота F-35
Шлем пилота F-35
-9

Системы нашлемного информирования могут быть и у гражданских операторов. Израильский шлем "Тарго" в военном варианте может использовать пилот истребителя, стрелок вертолета и офицер транспортника. Все шлемы экипажа объединены в сеть и то, что увидит один увидят все.

Почти вся электроника находится в шлеме и не требует сопровождающего оборудования.

"Тарго" в гражданском варианте можно будет использовать на спасательных вертолетах, самолетах пожарной авиации и даже на гражданских авиалайнерах.

Для этого требуется загрузить в шлем соответствующее программное обеспечение и приспособить для получения данных от датчиков наблюдения и контроля за окружающей обстановкой.

Шлем "Тарго"
Шлем "Тарго"
Спасибо за прочтение.