Найти тему
Роман с Крымом

Тепе-Кермен: тайны замка на горе

Тепе-Кермен – один из самых таинственных пещерных городов Крыма, археологически изучен очень слабо и потому таит в себе множество загадок. Чему способствует и его грандиозно-сакральный вид, если смотреть из Качинской долины. Прямо готовая иллюстрация к какому-нибудь очередному мистическому фэнтази. Что ж, попробуем поразгадывать его тайны.

Тепе-Кермен - крепость на горе
Тепе-Кермен - крепость на горе

Чтобы получить целостное впечатление о Тепе-Кермене, изберем такой маршрут: от села Машино взойдем на гору с южной стороны, затем обогнём этот останец и поднимемся на плато с севера. Обойдем по кругу всё плато и спустимся там, где поднялись. Итак, в путь!

С окраины Машино штурмуем Тепе-Кермен прямо в лоб. Тропа, конечно, крутоватая, местами проходит по осыпному склону. Однако эти трудности компенсируется невероятными видами скальной вершины. Которые заметно меняются по мере приближения к ней.

-2
-3
Тепе-Кермен приближается...
Тепе-Кермен приближается...

Из Качинской долины, издали Тепе-Кермен вместе с Кыз-Керменом напоминают огромные фантастические замки из фильма «Властелин колец». Неслучайно обе горы послужили основой для впечатляющей картины К. Ф. Богаевского «Жертвенники». Перед созданием большого полотна художник сделал зарисовки с натуры, где изобразил знакомые пирамидальные вершины, назвав эскиз «Алтари в пустыне». Название возникло под впечатлением строчек из одноименного стихотворного сборника М. А. Волошина:

...Я поставлю жертвенник в пустыне
На широком темени горы...

Богаевский увидел в причудливых очертаниях Тепе-Кермена некое подобие жертвенного алтаря, одновременно создав образ минувшей эпохи через картину реально существующей горы. Они отличаются, и можно сравнить свое видение с видением художника. Но в любом случае, вид грандиозный и впечатляющий.

К. Богаевский "Алтари в пустыне"
К. Богаевский "Алтари в пустыне"
К. Богаевский "Жертвенники"
К. Богаевский "Жертвенники"
Кыз-Кермен и Тепе-Кермен
Кыз-Кермен и Тепе-Кермен
Старая открытка
Старая открытка

Но вот мы, наконец, поднялись, уперлись в скальную стену. Можно отдышаться, осмотреться. Что первое бросается в глаза еще на подъеме? Конечно, наличие огромного количества искусственных пещерных помещений – крипт, расположенных в несколько ярусов. Всего их на Тепе-Кермене насчитали около 250 штук, немало. Но это уже совсем поздние сооружения (после XIV в.), и предназначались они, в основном, для укрытия скота и пастухов. То есть около 170-180 помещений, являлись загонами и хлевами для животных.

-9
Искусственные крипты Тепе-Кермена
Искусственные крипты Тепе-Кермена

Впереди нас ждут более интересные открытия. Подъем на плато один, находится с северной стороны. Чтобы выйти к нему, надо обойти останец с любой стороны. Но с востока тропа попроще, идём по ней, мимо разнообразных крипт. Одновременно созерцая роскошный вид на Чатыр-Даг и Главную гряду. Увидим и памятную табличку Н. А. Боровко – одному из первых исследователей Тепе-Кермена. Это именно он дал названия здешним церквям (о них речь впереди).

Вид на Чатыр-Даг
Вид на Чатыр-Даг

Памятная табличка Н. А. Боровко
Памятная табличка Н. А. Боровко

Обогнув плато и выйдя на северную сторону, первое что увидим - эффектные полуразрушенные пещерные сооружения с каменными лесенками на второй уровень. Это, вероятно, были какие-то монастырские помещения, судя по нишам для икон и могилам-костницам. Ученые датируют этот храмовый комплекс XII-XIII вв.

Храмовый комплекс XII-XIII вв.
Храмовый комплекс XII-XIII вв.

Идём дальше вдоль северной стены, сплошь изрезанной криптами. Среди них находится и не очень внешне эффектная, но любопытная т. н. «Церковь с ризницей». Она расположена чуть левее от подъемной тропы, во втором ярусе пещер. Чтобы подняться к ней, надо приложить известные усилия, так как каменная лестница к церкви исчезла во мраке веков.

Вход в «Церковь с ризницей» на втором ярусе
Вход в «Церковь с ризницей» на втором ярусе

Это была придорожная церковь, расположенная у входа в поселение. В плане она представляет собой простой одноапсидный храм, который, вероятно, появился на последнем этапе жизни Тепе-Кермена (XII–XIIIвв.).

Название церковь получила по наличию ризницы, вход в которую вырублен с южной стороны. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши — возможно жертвенник и диаконник. В полу храма есть две могилы-костницы. (о них - позже).

-15
«Церковь с ризницей» изнутри
«Церковь с ризницей» изнутри

Церковь интересна тем, что на стене можно различить высеченные в камне надписи на греческом языке. Как подсказали сведущие люди написано на архаиузисе (вариант греческого языка периода раннего средневековья). Одна – четырехстрочная справа в алтарной части. Примерный перевод: «Об упокоении: Анна. О Симоне. Об упокоении: София». Другая - слева от алтаря на небольшой колонне, примерный перевод: «Обновленный храм».

Четырехстрочная греческая надпись
Четырехстрочная греческая надпись

Кто оставил эти надписи, с какой целью – загадка, которую уже не разгадать. Обнаружили в храме надписи и на древнееврейском языке. Есть тут «творчество» и современных любителей эпиграфики.

Мы же прогулямся дальше вдоль северной стены и немного - вдоль западной. Везде зияют входы в искусственные гроты-пещеры. Вернемся и поднимемся на плато по тропке между скал. Пройдем чуть влево, присядем над обрывом, разглядывая открывающийся вид. Отдохнем и немного погрузимся в историю этого поселения.

-18
Гроты на северной и западной стенах
Гроты на северной и западной стенах

«Пещерный город» Тепе-Кермен (тепе – вершина, холм; кермен – крепость, тюрк.) расположен на одноименной горе-останце (540 м н. у. м.). Собственное имя не сохранилось, нынешнее название позднее, тюркское. Это один из наименее изученных «пещерных городов».

«Пещерный город» Тепе-Кермен
«Пещерный город» Тепе-Кермен

Крепость-замок возникла здесь в VI вв. и, по всей видимости, принадлежала местному феодалу, контролировавшему селения Качинской долины. Проживали тут постоянно семья феодала, челядь, небольшая дружина, несколько священнослужителей. Жители долины (перемешавшиеся между собой потомки тавров, скифов, готов, алан, греков) укрывались в крепости во время набегов степняков. Кстати, в ходе раскопок могил на городище Тепе-Кермен в 2005 г. был собран и исследован антропологический материал из трех захоронений. Изучение показало, что в антропологическом плане жители поселения было смешанным, в его составе отмечается и присутствие носителей разных антропологических типов.

-21

Можно сказать, что Тепе-Кермен – это типичный феодальный средневековый замок-крепость с крымской спецификой. Если в Европе и на Руси подобные замки-крепости строились на равнине и окружались мощными стенами (каменными или деревянными), то в Крыму использовались природные горы-останцы, где стены можно было и не возводить. Или возводить только с одной, наиболее доступной и уязвимой стороны.

Тепе-Кермен - крымский средневековый феодальный замок
Тепе-Кермен - крымский средневековый феодальный замок

Поселение со временем разрасталось, расширяясь в северную сторону. Пережило набеги степняков-кочевников, хазарское вторжение, катаклизмы византийской эпохи и другие напасти. С перерывами крепость просуществовала до конца XIII в. Гибель городища связывают с походом в Крым хана Ногая в 1299 г. Но и потом ее территория используется людьми. С XIV в. здесь, вероятно, был небольшой монастырь-скит с несколькими храмами, а позднее многочисленные пещеры Тепе-Кермена использовались пастухами как загоны для скота.

На поверхности плато (в центре) среди кустарника едва различимы руины и фундаменты наземных построек. Однако в 1777 г. немецкий ученый Тунманн ещё видел остатки строений на вершине. Но археологически они почти не изучены.

Церквей было, вероятно, несколько, наземных и пещерных. Наиболее интересная из них находится у обрыва, в 50 м слева от входа на плато – т. н. «церковь с баптистерием» (баптистерий – это крещальня). Вот с неё мы и начнем кольцевое путешествие по плато.

-23
«Церковь с баптистерием»
«Церковь с баптистерием»

Особенность этой церкви, которую датируют XI веком, состоит в том, что помещение ее, целиком высеченное в известняковом массиве, в длину вытянуто не от входа к алтарю, как обычно принято, а по обе стороны алтаря. Вообще, «церковь с баптистерием» является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий и, наконец, в-четвертых: храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны. Вот такая необычная церковь. Вероятно, самая ранняя и самая большая на плато.

Баптистерий-крещальня
Баптистерий-крещальня

Около церкви выявлено несколько погребальных сооружений, вырубленных в скальном ложе. Это так называемые «костницы». В них не хоронили, а года через два после смерти складывали откопанные и отмытые кости усопших. Но не всех, а, вероятно, особо достойных – монахов-праведников и каких-то знатных людей. (Кстати, такой способ захоронения и сейчас существует в Греции.)

Могилы-костницы
Могилы-костницы

Возле «церкви с баптистерием» находится вырубленное в скале очень любопытное сооружение. Оно представляет собой как бы открытую со стороны обрыва прямоугольную «веранду», вытянутую вдоль его края. Размеры его совсем невелики, примерно четыре на семь метров. И здесь у нас есть отличный повод, чтобы поговорить о проблеме водоснабжения Тепе-Кермена. Везде пишут, что до сих пор неясно, как на плато она решалась – пока не обнаружено ни колодца, ни источника. А вот в углу «веранды» расположена яма-резервуар, вырубленная в каменном ложе довольно приличных размеров (один на два метра). Вероятно, в этом резервуаре собиралась вода, просачиваясь из микротрещин в скале и стекая в него по специально вырубленным желобкам в вертикальных стенах (они хорошо видны).

Резервуар для накопления воды
Резервуар для накопления воды

Кстати, очень похожие сооружения по сбору просачивающейся из стен воды в скальный резервуар есть в Большом гроте на Кыз-Кермене (действующий), в Четвертом гроте на Качи-Кальоне, в колодце Копка-Кую на ЧуфутКале (уже недействующие). То есть, снабжение водой осуществлялось на Тепе-Кермене, так же, как и в других пещерных городах, не имеющих своих полноводных источников. Конечно, воды не очень много, но для питья во время осады - вполне достаточно. А в спокойные времена воду возили на осликах из источника снизу, а также использовали дождевую и талую воду.

На дне резервуара есть ещё одно небольшое углубление, вероятно, более позднее, когда воды стало совсем мало, когда проблема водоснабжения на Тепе-Кермене встала очень остро. Видимо, окончательно жители покинули городище, когда полностью вода исчезла и резервуар перестал заполняться совсем.

От «церкви с баптистерием» отправимся осматривать город. Его можно обойти по периметру, заходя в пещерные помещения по краям обрыва – оборонительные, культовые, хозяйственные. Последних особенно много. Это и загоны для скота, цистерны для хранения воды, подвалы усадеб, всяческие закрома, где хранились съестные припасы, зерно и вино. Кстати, тарапанов-виноградодавилен на Тепе-Кермене нет.

-28

"Целующиеся крокодилы" Тепе-Кемерна
"Целующиеся крокодилы" Тепе-Кемерна
-30
Хозяйственные помещения Тепе-Кермена
Хозяйственные помещения Тепе-Кермена
"Сердце" Тепе-Кермена
"Сердце" Тепе-Кермена

С горы со всех сторон открывается замечательный вид на окрестные горы. На Чатыр-Даг и Главную гряду. По соседству с Тепе-Керменом хорошо просматривается городище Кыз-Кермен. Оно отделено глубокой балкой, на дне которой видны строения воинской части.

Вид на Главную гряду Крымских гор
Вид на Главную гряду Крымских гор
Вид на Кыз-Кермен
Вид на Кыз-Кермен

Особенно роскошный обзор на Качинскую долину открывается от одинокого камня, прилепившегося на самом краю южного обрыва. Место это, с ровной площадкой, очень похоже на языческий жертвенник. Был он тут или нет, сказать сложно, а вот христианский храм, возможно, был. Правда, ныне он совсем разрушен. А для языческого жертвенника таврских или еще более ранних времен – очень подходящее место. Говорят, тут можно загадывать желания…

-35

Южная оконечность Тепе-Кермена
Южная оконечность Тепе-Кермена

Можно посидеть тут на краю обрыва, глядя вдаль, и подумать. Интересно, как и чем жили тут люди полторы тысячи лет назад, какие проблемы их волновали… Проходя по всем этим покинутым и заброшенным ныне поселениям, осматривая руины построек и пустые глазницы пещерных сооружений, даже не верится, что в течение многих столетий, здесь жили люди и кипела жизнь. А сейчас лишь тишина и запустение… И только шорох в траве, гул ветра да отдаленные возгласы бродящих туристов нарушают этот вековой покой... Если затащить на гору воду, то на плато можно переночевать в палатке или в пещерке. И на одну ночь стать полноправным жителем «пещерного города», попытаться проникнуться его мыслями, чаяниями и заботами. А заодно полюбоваться ночными и рассветными видами с горы, они того стоят.

-37

Но пора отправляться в обратную дорогу. У кого оставлена машина в Машино идет туда тем же путём, как и поднимались. Мы же пойдем в Бахчисарай. От церкви с ризницей» спускаемся вниз, на небольшой перевальчик-седловинку у основания Тепе-Кермена, он засажен приятным соснячком.

На седловинке к северу от Тепе-Кермена
На седловинке к северу от Тепе-Кермена

Ещё раз окинем взором мощную природную крепость Тепе-Кермен, подпирающую небеса, и со вздохом сожаления будем возвращаться в цивилизацию, из глубин истории в наши дни…

Вид Тепе-Кермена с плато Чуфут-Кале
Вид Тепе-Кермена с плато Чуфут-Кале

Затем пройдем под крутыми скалистыми утесами южного края обширного Чуфут-Калинского плато под названием Хуцгун-Бурун. И выйдем в итоге в Староселье, на конечную остановку автобуса №2.

-40
Хуцгун-Бурун
Хуцгун-Бурун

Маршрут от Машино довольно непрост, с длительным крутым подъемом. А вот прогулка от Бахчисарая сравнительно несложная (за исключением непосредственного подъема на Тепе-Кермен).

Общая протяженность – около 12 км. Обязательно сходите!

Я люблю путешествовать по Крыму пешком. И вот об этих своих путешествиях в разные сезоны я и буду рассказывать в своем блоге. Кому-то они послужат руководством к действию, кому-то – просто интересной и полезной информацией, а кто-то захочет пройти под водительством автора по Крымским горам и предгорьям. Это возможно, поскольку я давно работаю гидом. Это в качестве саморекламы.