Что же, долго петляя по лесным дорогам, между бескрайних болот и бесчисленных озер Вологодской области - я наконец-то добрался до Вепсского леса.
На ночь меня приютила небольшая полянка на берегу Чачозера. Проснулся, как обычно, рано. На завтрак снова была гречневая каша из пакетика. Порой, за время путешествий, так надоедает гречка, макароны и тушёнка, что после возвращения домой эти продукты выпадают из моего рациона на месяц-два, а то и более.
Оглавление.
Выпил кружку ароматного чая. Сегодня, впрочем, как и вчера погодка порадовать солнцем и голубым небом не может. Но все же постоять на берегу северного озера с кружечкой чая - бесценно.
Осень. Осень сейчас в самом разгаре. Обожаю осень. Я постоянно в своих рассказах восхваляю осень или зиму - да, но я люблю эти два времени года больше всего! Осень на Севере она какая-то особенная: с яркими красками и особым контрастом.
Винницы - столица Вепсов и всего Вепсского края.
Хотя, в сети есть информация, что все же главное поселение вепсов - Шёлтозеро.
Кто такие вепсы? Кратко, буквально пару строк: вепсы - малочисленный народ финно-угорской языковой группы, традиционно проживающий в России на территории Республики Карелия, Вологодской и Ленинградской областей. В Карелии проживает большая часть представителей народа.
До 1917 года вепсы официально именовались чудью.
Выделяются три этнографические группы вепсов:
северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость с центром в селе Шёлтозеро, ныне — Шелтозерское, Рыборецкое, Шокшинское вепсские сельские поселения) на границе с Ленинградской областью);
средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области — Вепсское национальное сельское поселение в Бабаевском районе).
Общая численность в России — 5936 человек согласно переписи 2010 г.
Один из самых известных вепсов - Александр Свирский — православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен.
Эта нарезка очень короткая, кому интересно почитать подробней про вепсов можно сделать на страничке Википедии.
Что касается Винниц - впервые упоминается как погост «у Вьюнице» в приписке к уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича выданной в 1137 году Софийскому собору о изменении сборов в пользу новгородской епархии, в которой село упоминается как один из множества пунктов для сбора урока.
В писцовых книгах конца XV—XVI веков — Ильинский Веницкий погост в составе Заонежских погостов (относившийся к Нагорной половине Обонежской пятины), в XVIII — начале XX века — волостной центр. По состоянию на 1860 год Великодворская волость относилась к Вытегорскому округу Ведомства государственного имущества. В состав волости входили Мининское, Великодворское и Гоморовическое общества.
До второй половины XX века ойконим Винницы обозначал не монолитный населённый пункт, а целую группу (куст) небольших деревень, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Подобная форма расселения была характерна для всего северо-востока современной Ленинградской области, а также ряда районов Вологодской области и Карелии. Винницкий куст по количеству входящих в его состав деревень и по численности населения был одним из крупнейших на территории традиционного проживания вепсского этноса. По данным переписи 1926 года, в состав села входило свыше сорока деревень. Ядром куста стал Винницкий погост (поселение у приходской церкви). Часть села, непосредственно примыкавшая к церкви, иногда именовалась селом Андроновским (по названию деревни Андроновская, которая, наряду с ещё несколькими деревнями, входила в его состав).
В период Великой Отечественной войны село находилось в прифронтовой полосе и в конце октября — начале ноября 1942 года было эвакуировано. Эвакуация производилась на основании постановления Леноблисполкома и Бюро обкома ВКП(б) от 25 октября 1942 года, согласно которому переселению подлежало всё население, проживающее к северу от деревни Тимофеевская (располагалась на южном берегу Ояти напротив устья Шокши). Предприятия и организации Винницкого района были переведены в село Озёра, которое стало временным центром района, а восемь колхозов Винницкого сельсовета разместились в Пёлдушском и Сарозерском сельсоветах. После освобождения летом 1944 года северной части района от финских войск эвакуированные жители вернулись на прежнее место жительства.
В 2002 году в селе Винницы Винницкой волости проживали 2158 человек (русские — 81 %)
Винницы считаются центром расселения вепсов Ленинградской области. Однако этнический состав населения села лишь отчасти соответствует этому статусу, и то с относительно недавнего времени. В источниках XIX века фиксируется безраздельное господство в селе русского населения. Так, в Списках населённых мест Олонецкой губернии 1873 года (скрупулёзно зафиксировавших даже «обруселую чудь») в составе винницкого куста не отмечено ни одной «чудской» деревни. По данным переписи 1926 года в Тукшинском и Винницком сельсоветах Винницкой волости из 2541 человека населения проживало лишь 40 вепсов (1,6 % населения).
Ситуация начала меняться лишь после того, как Винницы, получившие статус районного центра, стали привлекательными для вепсских мигрантов с периферии Винницкого района. Уже в 1939 году в селе Андроновское (это лишь часть современных Винниц) насчитывалось 47 вепсов, и они составляли 18,2 % его населения. В послевоенный период приток переселенцев продолжился, и к 1989 году доля вепсов в Винницах достигла 31 % населения
Винницы показались мне весьма живым посёлком. Несмотря на будний день, людей на улице было много. Вдоль посёлка протекает река с красивым и ласкающим ухо названием - Оять. Через реку в Винницах и других соседних деревнях перекинуты подвесные мосты.
Из достопримечательностей в Винницах есть две деревянные церкви: церковь Василия Великого (построенная Между 1867 и 1871 гг) и более современная Смоленская (построенная между 2004 и 2009 гг). Так же в посёлке есть несколько интересных деревянных домиков. Но на мой взгляд, главной изюминкой, все же, является река Оять - неспешно несущая свои воды в сторону Свири и далее Ладожского озера.
Доехал до деревни с очень красивым русским названием - Ярославичи. Ярославичи - расположились на северном краю НП Вепсский лес и на краю резервата Висячие озера, но о нем несколько позже.
А пока собираю вещи, перехожу реку Оять, по очередному подвесному мосту, на противоположный берег и... меня встречает заросшая тропа с названием «Тропа чудес». Судя по виду тропы, чудеса тут явно бывают редко.
А вот левее уходила вполне натоптанная тропинка. Я уже было обрадовался, подумал, что это какая-нибудь экологическая тропа и ведёт она в сторону резервата Висячие озера к «Святому камню». В голове я уже прикинул маршрут своей прогулки, но совсем скоро тропинка повернуло круто направо и стала удалиться от реки и забирать круто в гору.
Минут через 5-10 вышел я в деревню Средняя. Тут стало ясно - тропа эта ведёт в Деревню Лашково и соседние: Лаврово и Феньково.
Видимо этой тропой часто пользуются жители этих деревень, чтобы попасть в «цивилизацию» - ну, то есть сходить в магазин или на почту. Ещё минут через 10-15 я дошёл до деревни Лашково.
Деревня Лашково была в списке мест которые я хотел посетить.
Ибо именно отсюда открывается красивый вид на деревню Ярославичи, реку Оять и окрестные леса.
Деревня показалась мне добротной. Дома хоть и старые, но есть с дома новой кровлей, были и вообще новые срубы и даже один - как это модные сейчас дома - дубльдом, с панорамным остеклением и большой трассой и шикарным видом.
Да, ради этого вида я и шёл сюда. Красиво же? А ещё мне в голову закралась такая мысль: вот я люблю воду, предпочитаю лагерем вставать у рек или озер, и даже сейчас (на сентябрь 2021 года) я выбирал участок в деревне именно на берегу реки. Так вот, мысль была такая: чтобы я выбрал - участок у реки или участок с таким видом? Пока я пил кружку чая - взвешивал все «за» и «против», но все же чаша весов склонилась к участку у воды...
Видами полюбовался - пора и в обратный путь. Кстати в деревне есть и заброшенные дома, но их меньшинство.
Из деревни Средняя видно деревню Лашково и тот самый дубльдом с трассой.
В деревне Ярославичи есть вот такое подворье. Ну не прелесть ли? Вот глаз радуется! Хотя я заметил, что здесь, на берегах реки Оять, очень много добротных, свежих домов. Увы, но это не старые северные аутентичные избы - а уже вполне современные дома как по дизайну, так и по технологиям. Видимо сказывается то, что это Ленинградская область и до Питера отсюда, если не рукой подать, то относительно недалеко - 350 км.
Здесь, я хотел посетить ещё одно место - «Святой камень» в резервате «Висячие озера».
Чтобы попасть на начало экотропы к камню, мне пришлось вернуться на несколько километров назад.
Напротив деревни Чурручей есть небольшая полянка - типа парковки. На этой полянке стоит информационный стенд с картой-схемой экотропы. Оставил машину наверху, а сам спустился к реке. И что же я увидел? А ничего я не увидел: ни моста, ни переправы. На берегу лежала одинокая лодка, прикованная большой цепью с таким же большим замком к огромному камню... Я развёл руками и спросил сам себя: «и чего? Чего делать-то б..ь?»
Но на мою удачу я увидел на противоположной стороне реки мужичка который только что залез в лодку и стал отплывать от берега.
Я помахал ему рукой, и увидел как мужичок направил лодку ко мне. Через несколько минут мы уже беседовали с мужиком которого звали - Михаил. Я сначала подумал, что это сотрудник парка или егерь здешний, но нет. Это житель деревни Чурручей - и он буквально случайно оказался на месте - закрывал летний сезон. Он то мне и поведал, что туристы переправляются через реку на лодке - которая была прикована к камню. Где они брали ключи он не знал, но в разговоре, он все же согласился переправить меня на противоположный берег, немного рассказал про жизнь деревни, показал начало тропы к камню. Договорились, что он меня дождётся когда я вернусь от камня, чтобы переправить меня обратно.
Что из себя представляет резерват «Висячие озера» и почему он так называется можно прочитать на информационном стенде, фото которого прилагаю (извините, но на перепечатывание текста попросту нет времени).
До Святого камня дошёл быстро. Тропа до камня хорошо натоптана и промаркирована - сбиться с пути сложно - нужно постараться. Лес по дороге к камню был смешанный, преобладали ели. По пути попадались грибы и даже опята - правда уже переростки, похожие больше на лопухи.
Тропа все время забирала вверх на гребень. Слева и справо от меня были крутые спуски в овраги к ручьям.
Дошёл до полянки, от которой, тропа по лестнице, стала спускаться в овраг к Святому камню.
Святой камень - есть не что иное, как обнажение коренных горных пород. Сюда приходят люди со своими молитвами и приносит «заветы». Почитание Святого камня у деревни Чурручей известно с конца XIX века. В годы Советской власти и борьбы с религией наступил период забвения. Уже в 1960-х годах камень был снова «открыт» местными жителями. В его нише был установлен иконостас с Ликами Богородицы. С этого времени начинается новая волна почитания и поклонения святому камню. Люди и сейчас продолжает ходить по «завету» оставляя что-либо из своих вещей в дар - свечи иконки деньги и т.д.
Святой камень оказался настолько большим что даже не мог поместиться полностью в широкий угол моей камеры.
Внизу оврага протекал тот самый Чурручей: тёмные воды которого бежали сквозь замшелые камни и несли в своих водах опавшие листья деревьев. Поперёк ручья лежало несколько поваленных деревьев. Как же сильно я люблю вот такие вот северные ручьи и небольшие речушки, в них есть что-то определённо свое - красота и свой неповторимый колорит. Время отведённое мной на прогулку подходило к концу и пора было возвращаться.
Подниматься по ступенькам на верх гребня было сложно, как-никак, а я насчитал около 100 или 120 ступеней - сейчас уже и не помню точно но, по-моему, все же в районе 120 ступеней. Поднявшись наверх сердце пыталось выпрыгнуть из груди.
Быстрым шагом дошёл до деревни, окликнул Михаила и тот любезно переправил меня обратно к машине. Спасибо тебе - добрый человек!
Время на часах неумолимо бежало вперёд было уже половина второго дня, а мне ещё нужно было сегодня попасть в центральную часть парка в деревню Лукино, а перед этим заскочить в ещё одно интересное местечко. Поэтому сегодня полноценный обед отменяется, я заменил его двумя чашечками чая с шоколадкой. Выпив ароматного чая я отправился далее по маршруту.
Продолжение в следующей четверг... наверное :)
Есть у меня телеграмм-канал - https://t.me/den_solotareff - подписывайтесь. Там иногда бывает то чего нет здесь, а здесь, чего там. Вот такой каламбур. Иногда фото с поездок и походов в реальном времени.