Всем известно, что Северный Морской Путь может обеспечивать весь мир не только дешевыми российскими углеводородами, но и дешевой российской олениной. И это очень важно в преддверии надвигающегося на мир продовольственного кризиса, с которым ни один другой источник продовольствия справиться будет просто не в силах.
Недавно я разговорился с одним чукчей, несколько лет назад получившим образование в одном из французских технических ВУЗов, и потом прошедшим практику в какой-то французской корпорации. Домой он возвратился полным специалистом в своей области, а область эта – оленеводство. Не надо удивляться, что чукчи учатся сегодня в университетах, и не только российских. Они учатся в подобных заведениях еще со времен Петра Великого, так что нечего тут строить какие-то гипотезы.
Другое дело, что может вызвать удивление, что наш чукча учился на оленевода именно во Франции, но тут, скорее всего, что он и не на оленевода конкретно учился, а на животновода. С другой стороны, учиться во Францию приезжает много оленеводов из Северной Скандинавии, и даже из Канады, где оленеводство развито весьма широко.
Ну ладно, не это суть, а суть в том, что мне этот учёный специалист рассказал об одном очень интересном проекте, который сегодня начинает разрабатываться в России.
По его уверению, сегодня голод грозит не только какой-то Африке или Индии с Китаем, но и самой Европе. Не зря в Парижах, Берлинах и Лондонах начинают культивировать еду, которая до недавнего времени была прерогативой только нищих стран – всяких улиток, гусениц, кузнечиков и прочих насекомых. Это так европейцы готовятся к тому, что скоро традиционной еды перестанет хватать не только африканцам, и даже им настанет пора переходить на подножный корм.
И это не шутка – всему, что рассказал мне мой знакомый оленевод, я нашел подтверждения в Интернете. Европейцы, кстати, как и американцы, а особенно японцы и австралийцы, очень сильно обеспокоены тем, что в один прекрасный момент их отрубят от источников продовольствия, и у них там наступит самый настоящий кризис еды.
Так вот. Россия сегодня выходит в лидеры по поставкам продовольствия, но до бесконечности увеличивать посевные и скотоводческие угодья на территории нашей страны невозможно, потому что подходящий для этого климат имеется только на 25-30% территории страны. А основную часть нашего Отечества занимают территории непригодные – горы, тайга, и – полярная тундра. А как вы в тундре будете сеять сельскохозяйственные продукты и разводить коров с курицами?
Ну, разве что теплиц понастроить, но это вариант еще тот. Негодный, короче, или не совсем годный.
Однако кто сказал, что в полярной тундре надо выращивать только пшеницу и коров?
В полярной тундре, если кто не знал, прекрасно выращивается и множество других животных, которых можно применять в пищу. Я не говорю про белых медведей и северных диких уток, которых можно разводить искусственно, но только в совершенно не промышленных масштабах. А я говорю о северных оленях, которые жили в тяжких полярных условиях еще вместе с мамонтами, но мамонты вымерли, а олени – нет. К тому же оленей там водится такое количество, которое уже сегодня способно решить немалую часть продовольственной проблемы в мире, однако пока что этому есть некоторое препятствие.
В общем, что касается поголовья оленьих стад. Только согласно учету, сегодня этих оленей в российских тундрах насчитывается около 5 миллионов. Их содержат местные оленеводы, они же ими и питаются. Но кроме домашних оленей есть еще масса оленей диких, так что даже сегодня их поголовье может достигать и 10 миллионов, и то и больше.
Интересно, что северный олень в тундре прекрасно размножается и без человека. Это его естественная среда обитания, даром что очень трудная. Белые медведи тоже живут в трудных условиях, но почему-то размножаются относительно прекрасно. И песцы тоже вымирать в тундре не собираются, и многие птицы, которые приноровились зимовать именно в Заполярье. Вот так и олени приспособились, причем способность их к размножению просто феноменальная.
Но приполярные оленеводы ограничивают количество северных оленей искусственно, потому что им огромные поголовья не нужны. Конечно, они могли бы поставлять оленье мясо на экспорт, но транспортировка его на Большую Землю нерентабельна – в тех регионах нет нормальных дорог, которые могли бы обеспечить транспортировку в глубинные регионы страны без особых затрат. Да и в России столько мяса не нужно – наши животноводы внутренние потребности всего населения страны обеспечивают с переизбытком.
А вот если бы каким-то чудом открылась дешевая логистика в другие регионы мира, то поголовье разводимых на пищу оленей выросло бы на порядки. Как сказал мой ученый оленевод, сегодня российская тундра может вместить не только 100 миллионов оленей без принесения вреда экологии Приполярья и Заполярья, но и целый миллиард.
Проблема только в том, как бы подешевле этот продукт оленеводства распихать по голодающему миру.
И вот тут всплывает один из самых громких российских проектов, который разрабатывался в России еще чуть ли не с царских времен – Северный Морской Путь. Эта морская транспортная трасса начинает приносить свои дивиденды уже сегодня – именно в пределах этого Пути находится большинство месторождений нефти и газа, которые успешно перевозятся на больших кораблях в Европу, Азию и даже в Америку. И это выходит дешевле, чем на такое же расстояние гнать эти нефтегазы по трубопроводам.
И вот, если сегодня очень выгодно перевозить на кораблях относительно дешевые нефтегазы, то перевозить миллионы тонн свежей оленины будет еще дешевле. Проблем в увеличении поголовья нет – этим сегодня готовы заниматься не только местные северные оленеводы, но и множество других специалистов с Большой Земли, которые могут помогать чукчам освоить промышленное разведение этих вкусных животных в полном соответствии с современной наукой.
Естественно, для этого необходимо построить на всем протяжении Северного Морского Пути соответствующую инфраструктуру. Да в чем проблема? Освоение Арктики уже началось, и как только начнет вырисовываться необходимый рынок сбыта, эта инфраструктура будет создана в полном объеме буквально за считанные месяцы. Ведь наладили же инфраструктуру доставки из областей Крайнего Севера нефтегазов? Какая сложность наладить инфраструктуру оленьего мяса?
Главное, чтобы это было рентабельно, но так как тонна мяса стоит гораздо дороже, чем тонна условного нефтегаза, то еще может оказаться, что в условиях кризиса именно разведение оленей в практически бесхозной (то есть не освоенной) сегодня тундре может принести государству настоящие дивиденды.
Но ведь не только оленями богаты те регионы. А вы знаете, сколько в тех водах водится рыбы? А сколько крабов и всяких ценных моллюсков? Сегодня это всё там не разрабатывается как раз по той же причине, по которой пока что не разрабатывается промышленное оленеводство. А как только Северный Морской Путь заработает хотя бы в четверть силы, то появятся на тех берегах не только мясные, но и рыболовные базы.
Много еще каких баз можно понастроить вдоль Северного Морского Пути, потому что Север богат не только нефтегазами, оленями и рыбой с полярными лангустами. Много еще всяких полезных ископаемых прячется в землях Русского Севера, которые пока что нерентабельно разрабатывать из-за недостаточно дешевой логистики.
Ну а дальше всё пойдет по нарастающей. Ведь известно, что Северный Морской Путь сокращает расстояние между Европой и Восточной Азией почти в два раза по сравнению с путем через Суэцкий канал. А так как сухопутные пути между регионами тоже лежат через Россию, то если экономики обеих взаимосвязанных друг с другом регионов Евразии на противоположных ее концах не хотят нести потери из-за растянутой логистики, то им просто жизненно необходимо пользоваться именно СМП.
А как иначе попасть из Европы в Китай, или обратно?
Особенно учитывая, что путь через Суэцкий канал в любой момент может закрыться из-за происходящих в том регионе военно-политических событий. А сколько еще может таких проблем возникнуть позже?
Ну, разве что через Тихий и Атлантический океаны с использованием Панамского канала. Но там расстояния вообще запредельные, да и Тихий океан совсем не тихий.
Ну, а раз все государства Европы и Восточной Азии ломанутся через Северный Морской Путь России, то и инфраструктура там разовьется так бурно, как в свое время не развивался и Клондайк с БАМом.
Таким образом мы видим, что проект с северной олениной имеет все возможности стать чуть ли не основополагающим во всей мировой продовольственной теме. Дешевая оленина, созревшая в совершенно природных и экологически чистых условиях – это самое ценное мясо из всего, которое сегодня может поставляться на мировые рынки в массовых количествах.
И тут Россия имеет все возможности все эти рынки захватить, потому что чего-то более интересного для этих рынков никто другой предоставить не сможет.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:
Русские в атомном кораблестроении всегда превосходили американцев на целую голову, а то и на две
Почему в России не умеют производить то, что производят в Китае? А в Америке и Европе, что, умеют?
Рассказ о том, как разваливающаяся Россия всего за пару лет перекрыла Европе все пути на Восток
Российская атомная энергетика опутывает весь мир, а скоро может строить АЭС в Западной Европе и США