Найти тему
Вести Тула

Интервью с коллекционером и создателем музея «Мото-Авто-Арт» Леонидом Зякиным

Более 400 моделей сейчас в коллекции тульского мотоциклетного музея некоторые не встретишь нигде в мире, а началось все порядка 30 лет назад как частная коллекция уникальных экспонатов. У нас в гостях коллекционер и создатель музея «Мото-Авто-Арт»Леонид Зякин.

Ваш музей считается самым большим в стране. Это правда?

По коллекции мотоциклов, да, на сегодняшний день в нем более 420 единиц техники и ни одной повторяющейся модели. Нет ни в одном музее России такой большой коллекции. В мире есть, даже превышает 1000 мотоциклов, но в России это самая большая.

В чем уникальность вашего музея? Ну, помимо того, что он самый большой в России, какими экспонатами вы особенно гордитесь?

Вы знаете, и все-таки каждый город или мотопроизводитель всегда считает, что его техника должна остаться в истории наиболее достойным образом. Так вот я и начинал свою коллекцию именно с тульской техники. На сегодняшний день коллекция составляет 65 единиц. Из них это 30 экземпляров – экспериментальные мелкосерийные, которые даже работники завода никогда не видели. Я сумел их собрать по людям, по испытателям, по конструкторам, которые в своё время их выкупали, либо как-то ещё забирали с завода. И вот на моё счастье, на счастье людей они сохранились.

Как родилась сама идея создания музея, ведь изначально это была небольшая частная коллекция?

Дело в том, что когда ещё не был на пенсии, я любил мотоциклы. В музее 2 мотоцикла стоят моих. Один 1961 года и “Планета 3” 1973 года. Перед уходом на пенсию у меня уже было 18 мотоциклов, в основном это тульская серия. А когда начинаешь что-то коллекционировать, обычно что-то ещё приклеивается, и поэтому стали поступать другие виды техники: ижевские, ковровские, и в том числе иностранные модели довоенного производства, на котором немцы приехали в Россию и отсюда уже не уехали.

В вашей коллекции есть автомобиль Никулина, который по легенде остался в тульском цирке, как эти модели к вам попали?

Дело в том, что я изначально пришёл к выводу все-таки остановиться на мотоциклах, а так как мотоколяски, это не автомобиль, они собраны на деталях мотоциклов в основном, в том числе машина Никулина. Серпухов собрал ее на базе инвалидки. Там двигатель стоит от ижевского мотоцикла, отдельные запчасти тоже от ижевских мотоциклов, часть там от сеялок.

Этот автомобиль был в тульском цирке. Вы наверняка знаете, что тульский цирк был самый современный в шестидесятые годы, он был с такими новшествами, с такими техническими возможностями, что все новые программы , которые готовились в России, они готовились в Туле. “Цирк на воде”, “Цирк на льду” готовились именно в Туле. Никулин выступал в начале семидесятых годов. У него сидела белая собачка на заднем заднем сиденье, а номер был написан гав-гав. Когда у него произошёл первый инфаркт, его увезли. Машинка осталась в гараже. Она там мешалась. Её вытолкали на улицу, загнали куда-то в угол, а потом она исчезла. И совершенно случайно, когда я был в одной деревне на границе Ясногорского и Веневского районов, увидел что-то ржавое, зачуханное. В голову ударило, что надо все-таки её вытащить и выкупить. Я её выкупил. Никто не знал об этом, что это такое. Когда её начали чистить, оказалось, что она вся из латуни. Как-то люди не догадались потереть и не сдать металлолом. Удивительно.

Мы её отреставрировали, восстановили и даже когда в парке был парад мам мы катали детишек на этом автомобиле. А потом, когда стали более детально изучать, откуда, чего, оказалось, что эта машина была как раз в тульском цирке, это была машина Юрия Никулина. И когда было ему 100 лет, приезжал корреспондент, подтвердил, привёз фотографию, показал, на этой машине действительно выступал Никулин.

Сейчас она стоит в музее, но правда, мы на ней не выезжаем сейчас. Собралась небольшая коллекция мототехники цирковой. Мы нашли мотоциклы, которые выступали в “Цирке на льду” в большом Московском цирке на Вернадского. Они были списаны, стояли тоже где-то на складах. Пока один человек не сказал, что видел там хромированные мотоциклы, мы поехали туда, вели долгие переговоры с матерью Запашных. Она была директором этого цирка, мы уговорили её продать за небольшие деньги. На сегодняшний день они сохранились. На этих мотоциклах ездили и медведь, и группы различные акробатов.

Леонид Павлович, расскажите о наиболее интересных гостях музея, которые запомнились?

Люди приезжают со всего мира, даже с сейшельских островов приезжали посмотреть технику. Дело в том, что советская техника практически за рубежом мало представлена. Только музей в Берлине имеет какое-то небольшое количество советской техники, поэтому люди приезжают, хотят увидеть, что все-таки делали. А наша советская мото-промышленность до семидесятых годов была на уровне мировых. Даже если вы вспомните первое электронное зажигание, его ещё никто не делал: ни немцы, ни американцы, а на “Вятку” поставили. Есть такой мотороллер, “Вятка электрон”. Это было первое электронное зажигание, которое использовали.

Люди в музей приезжают со всего мира. Приезжали братья Синельниковы, которые осуществляли кругосветное путешествие на мотоциклах “Урал”. От Аляски и до Южной Америки – такой маршрут делали или, допустим, маршрут по Азии, делали маршрут по Австралии.

Сейчас один из братьев, кстати, на лодке пересекает где-то океан.

Леонид Павлович, спасибо вам большое за то, что вы нашу мото-историю, историю России и Тулы сохраняете.

Я считаю, что тульская мототехника – это бренд такой же, как самовар, пряник и надо этим гордиться, своей историей.