В Музее ВГИКа открылась виртуальная экспозиция, посвященная 100-летию со дня рождения Льва Кулиджанова, которую представляет ее куратор @Нина Спутницкая
Выпускник ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, 1953), он не только создавал шедевры отечественного кино, но занимал руководящую должность в Союзе кинематографистов, посвящал себя преподавательской деятельности, заведовал кафедрой режиссуры ВГИКа и сценарными мастерскими ВКСР.
Уже в своем полнометражном дебюте «Все начиналось так…» (1956, совм. с Яковом Сегелем), и следующей за ней пронзительной кинокартине «Дом, в котором я живу» (совм. с Сегелем) Кулиджанов демонстрирует тонкое умение работать с актером, трепетное отношение к персонажам, деликатность режиссуры, интерес к психологическим нюансам, умение создавать уникальный актерский ансамбль.
Особое место занимает в его творчестве военная тема, к которой он подходит не через показ фронтовых подвигов, а через отражение войны на судьбах людей: «Отчий дом», «Потерянная фотография», «Когда деревья были большие». Его волнует переживание поколением фронтовиков и их детей военной травмы, которое режиссер достоверно и щемяще реализует через сюжет обретения родителей.
Критикуя социальные недуги и в трогательной драме «Когда деревья были большими», и в остро-сатирическом «Фитиле», режиссер оставался адвокатом Человека. В постсоветских постановках «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) он обратился к анализу прошлого, теме репрессий через камерную, семейную драму, оставаясь тактичным, узнаваемым в выборе выразительных средств, и беспощадным в оценке трагических событий.
Отдельную нишу в истории кино заняли работы Кулиджанова с русской литературной классикой, прежде всего – экспрессивное, дерзкое и скрупулёзное «Преступление и наказание» (1969). Интерпретация романа Ф.М. Достоевского в период «застоя», стала не столько «программным» продуктом, сколько откликом на современное положение дел.
Вместе с остросюжетным экзистенциальным столкновением Раскольникова (Георгий Тараторкин) и Порфирия Петровича (Иннокентий Смоктуновский) Кулиджанов уделяет серьезное внимание героям «второго плана», демонстрирует поразительное чутье в выборе актерской фактуры и мастерство режиссуры. Тонкое умение совмещать различные жанровые элементы обеспечили его фильмам не только признание коллег, но любовь зрителей, место в сокровищнице мирового кино.
В экспозиции представлены кадры, плакаты и рабочие моменты со съемок первой короткометражной картины «Дамы» по рассказу А. П. Чехова, молодёжной истории о целине «Это начиналось так…», драм «Дом, в котором я живу», «Потерянная фотография», «Когда деревья были большими», историко-биографических «Синей тетради» и «Карл Маркс. Молодые годы», экранизации «Преступление и наказание».
Особую ценность представляет подборка портретов Кулиджанова разных лет и репортажные фото в кругу коллег из России и зарубежья, другие материалы, отражающие его общественно-политическую и педагогическую деятельность.