Найти тему

Юбилей Рериха в Третьяковке

Обычно собраться на прогулку в Москву для нас бывает не просто. Далековато и утомительно — но выставку Николая Рериха в Новой Третьяковке мы не могли себе позволить пропустить! Первая за 60 лет масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения, более сотни экспонатов из музеев России и СНГ… А потому на сей раз московская поездка таки состоялась! И мы в четвёртый уже раз за начавшийся год прикоснулись к творчеству Николая Константиновича (музей Рерихов и Русский музей в Санкт-Петербурге, лекция «Философия семьи Рерихов» в тульской научке).

Билеты были заранее куплены через интернет, и на выставку нам следовало прибыть к 11:30. В начале одиннадцатого мы вошли в метро на Курском вокзале, и моментально прониклись царящей там праздничной атмосферой. В просторном светлом вестибюле яркими красными огоньками сияла огромная буква «М», и у большого центрального столпа — с затейливой лепниной и фигурами рабочих и колхозников — музыканты бодро играли песни «Браво». Восхитившись пышностью сталинского ампира и громкой праздничностью подземного дворца, мы сели в нарядный, расписанный новогодними картинками поезд, и быстренько доехали до «Октябрьской».

-2

Погода, пасмурная и сырая, всё же пока что благоволила нам, обещанный синоптиками дождь не начинался, и мы шагали по Крымскому валу, любуясь новогодними гирляндами, ёлками, оленями и избушками у ворот Парка имени Горького. И добрались до Третьяковки с опережением намеченного графика — что было неплохо, успели поводить любопытными носами по прилавкам сувенирного магазина. Разве можно было уйти отсюда без открыток и календариков с репродукциями картин любимых художников? Покупку художественных альбомов решили оставить «на потом» — и это оказалось мудро.

Портрет Н.К.Рериха. Б.Кустодиев. 1913
Портрет Н.К.Рериха. Б.Кустодиев. 1913

Рерих велик! Мы нырнули в толчею залов, и даже немного растерялись — с чего начать? И поплыли от картины к картине, восхищаясь знакомыми сюжетами и удивляясь тому, что видели впервые…

Зловещие. 1901
Зловещие. 1901

Конечно же, в первую очередь погрузились в русский цикл. С историческими сюжетами, с русским Севером, с образами святых. С ликом Христа на Спасе Нерукотворном, с Троном Невидимого Бога. С иконостасом для церкви Казанской иконы Божьей Матери, усыпальницы Каменских.

В составе экспозиции три части. В основе архитектурного решения первой — крест, вписанный в квадрат. Эта часть экспозиции знакомит с русским периодом творчества художника. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к истории Древней Руси. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» (1897, Третьяковская галерея) — первая картина Н.К.Рериха, приобретенная П.М.Третьяковым. В разделе «Памятники русской старины» экспонируются серия этюдов древнерусских городов, а также эскизы росписей и мозаик для церквей. Произведения, посвященные образам святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» (1916, Третьяковская галерея), входят в раздел «Святость». А тема «Бой земной и небесный» представлена работами художника, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.

Монументальное полотно «Сокровище ангелов» (1905; Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Стрельна) надолго приковало взгляды, в том числе потому что из-за бликов приходилось его рассматривать с разных ракурсов. А сфотографировать вообще оказалось задачей непосильной...

В некоторых изданиях «Сокровище ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В.Н.Тенишева. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М.К.Тенишевой.
На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов. Он установлен королём Харальдом I Синезубым не ранее 965 года с надписью о крещении датчан. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.

Картина «Пещное действо» заинтриговала, заставив обратиться к изучению изображённого сюжета…

-7
В основу произведения легла библейская легенда из Книги пророка Даниила. Отроки Азарий, Ананий и Мисаил были ввергнуты в печь огненную по приказанию вавилонского царя Навуходоносора за отказ поклониться золотому истукану. Однако отроки не погибли — в печь спустился ангел и угасил пламя.
Художник стилизованно изобразил представление с «халдейской пещью» на фоне иконостаса Софийского собора в Великом Новгороде. Действо входило в Рождественский цикл древнерусской богослужебной драмы с XII века.

Тут всё наполнено множеством смыслов, и, разглядывая картины Рериха, поневоле начинаешь погружаться в мир его философии. И оставалось сожалеть лишь о том, что часть картин — в том числе сюита «Богатырский фриз» (1910, Русский музей), состоящая из панно, исполненных мастером по сюжетам русских былин для дома промышленника Ф.Г.Бажанова в Санкт-Петербурге — размещены так высоко и освещены так странно, что отчаянно бликуют с любого ракурса.

А работы цикла «Начало Руси. Славяне», такие замечательные и яркие, сложно разглядеть и, тем более, сфотографировать — из-за большого количества экскурсантов. Последнее не удивительно, картины чудо как хороши! Но мы всё же ухитрились заполучить более-менее сносные фото. По цвету однозначно точнее, чем репродукции в большом выставочном каталоге. От покупки которого мы после выставки всё-таки решили отказаться — уж больно разителен оказался контраст с оригиналами!

Одно из центральных мест второй части выставки, представляющей собой круг (так называемое колесо сансары), занимает сюита «Майтрейя» (1925, Нижегородский государственный художественный музей), созданная
Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. В разделах «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картины странствий «Меч Гэссэрхана» (начало 1930-х), «Твердыни Тибета»
(1931–1932), «Тень Учителя. Тибет» (1932), «Великая стена» (1935), «Кришна» (1946) и серия гималайских этюдов.

Удивительные горы, сказочные края, в которые мы заглядывали через стёкла, а там, за пляской бликов — далёкие миры, глубокие, живые, полные света и теней, полные иных традиций, с иными людьми, с силуэтами пророков и огнями костров… Гималаи, Тибет, Индия, с которой он был связан очень прочными узами…

Прекрасное ткёт светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому Свету. Н.К.Рерих. 1931

В центре зала — непальская фигурка Майтрейи, Будды грядущего. И мы кружили по этому символичному «колесу», зачарованные картинами из серии «Майтрейя» (1925), снова и снова возвращаясь к удивительным видам тех мест, где художник искал во время экспедиции по Азии загадочную Шамбалу… «Явлением Майтрейи» Рерих называл приход в Азию нового духовного лидера, способного объединить народы в мирном сотрудничестве. Светлая мечта Рериха о созидательной силе культуры и добра!

Идеи миролюбия и вера в преображающую силу культуры характеризуют
всю его деятельность. Он считал, что именно искусство, наука и религия и есть эволюция.

Жизнь Рериха подобна яркой звезде, облетевшей едва ли не весь мир. Будучи прирожденным путешественником, он совершил много продолжительных научно-исследовательских экспедиций в «сердце Азии». Художественную деятельность Рерих сочетал с популяризацией русского искусства за рубежом, особенно в Индии; для многих его имя прочно связано с Гималаями.
Рерих не только «мастер гор», но и художник, стремившийся к творческой реализации в области архитектуры и театра. Третья часть выставки посвящена театру. В её составе эскизы оформления оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», оперы Н.А.Римского-Корсакова и сказки А.Н.Островского «Снегурочка», драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» и балета И.Ф.Стравинского «Весна священная».

Театральные эскизы и декорации оказались тоже замечательными отдельными произведениями искусства — эскизы декораций были настоящими картинами, которые мы тоже посмотрели несколько раз по кругу!

Изюминкой выставки заявили огромное 230-метровое полотно задника-занавеса к легендарным «Половецким пляскам», представленным С.П.Дягилевым в 1909 году, мерцавшее в полумраке зала — недавно купленное Третьяковкой и всё ещё находящееся в процессе реставрации после долгого хранения накатанным на вал. На задник с мутным рисунком, честно говоря не вызвавший никаких эмоций, можно было взглянуть как снизу, так и из верхнего зала — где экспонировались печатные издания трудов Рериха и тханки — буддистские иконы на бумаге.

Рерих-художник, Рерих-философ, Рерих-исследователь — всё это ощущалось тут, среди картин, цитат, книг. Писатель, археолог, исследователь, академик, фольклорист, великий гуманист, создатель собственной философии, свято веривший в идеи миролюбия и преображающей силы культуры.

Наглядевшись на картины, именно тут, в верхнем зале, мы начали вдруг зачитываться цитатами на стенах. Отрываясь от частностей и сводя воедино свои ощущения от увиденного — огромного мира, созданного Рерихом, воплощённого стремления к гармонии, совершенствованию и добру.

Кому знакомо молитвенное отношение к суровым скалам, к душистому ковылю, к дрёме и говору леса, к упрямому набегу волн и к таинственному походу солнца, те поймут то, что я считаю истинной сферой Рериха. Из седой древности доносятся до нас какие-то забытые, полупонятные заветы, и о том же твердит всё то, что ещё не отравлено современной пошлостью, всё, что не запятнано в природе. Александр Бенуа. 1909
Святые камни. Монголия. 1936
Святые камни. Монголия. 1936
Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Леонид Андреев. 1919

24.02.2024 г.