Тут вспоминается инцидент полугодовой давности с Ярославом Гунько, которого канадские депутаты притащили в парламент, дабы засвидетельствовать свое почтение украинскому президенту Владимиру Зеленскому, посетившего Канаду.
Под оглушительные аплодисменты зала 98-летний Гунько был представлен как «борец за украинскую независимость против русских в годы Второй мировой войны», «герой Украины» и «герой Канады». А вот то, что доблестный патриот воевал на стороне нацистской Германии в рядах дивизии СС «Галичина», – ну это как-то упустили, как, видимо, нечто несущественное (главное, что боролся против «красной заразы», а на чьей стороне – да кого это волнует?!).
Потом, когда возмущенные евреи стали выказывать негодование по сему поводу, канадцы спохватились, признав оплошность, и даже принесли публичные извинения.
Но повлиял ли этот случай на отношение к нацизму, осужденному – напомню – чуть ли не всем миром на нюрнбергском процессе, на Западе?
Да как-то не очень. В Европе и США по-прежнему предпочитают не замечать ни ежегодных мартовских шествий латышских легионеров Ваффен СС, ни того, как на Украине косплеют некоторые практики национал-социализма.
Но когда спортсмена не допускают до отборочных состязаний на Олимпиаду за то, что он сфотографировался на фоне плаката против нацизма, как это случилось с российским борцом греко-римского стиля Мусой Евлоевым, что подтвердил президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили, – это уже перебор.
Нет, понятно, откуда растут ноги у такого решения, но могли бы придумать повод для недопуска и более нейтральный. А то так получается, что Европа не только признает, что Украине не чужды идеология и практики нацизма, но и активно его, нацизм, защищает, помогая Украине. Следовательно, для Европы по принятию или непринятию нацизма красная линия проходит не по самому факту его наличия, но по направлению вектора его действия: если против Запада – то да, осуждаем и боремся, а если против России – то делаем вид, что никакой это не нацизм вовсе, а, скажем, национально-освободительное движение.
А как же Нюрнберг со всем ему предшествующим, включая геноцид евреев, поляков и проч. (которые, отметим, по сему поводу тоже, как воды в рот набрали)?
А, видимо, никак. Дело, мол, прошлое, тем более ведь с Россией боремся, как-никак, правопреемницей СССР, который и одолел Третий рейх. В этом случае нацизм чудесным образом перестает быть нацизмом, а становится оружием «свободного мира» против «путинского режима». Логика, надо полагать, такая.
Но случай с Евлоевым – это, конечно, уже чересчур. Поэтому, не исключено, что борца все же допустят до соревнований (по крайней мере, Мамиашвили это допускает), а то полный, как теперь говорят, зашквар. Даже для Запада.
А что касается Ярослава Гунько, то, как стало сегодня известно, еще в начале февраля текущего года Тернопольский облсовет наградил ветерана дивизии СС «Галичина» почетным знаком отличия «За заслуги перед Тернопольщиной» имени Ярослава Стецько. За, как говорится в распоряжении главы облсовета, «проявленный патриотизм, выдающиеся заслуги в обороне территориальной целостности и независимости Украины». Вот так вот.
Будут ли осуждающие заявления что стороны Запада и обвинения в нацизме? Что-то подсказывает, что вряд ли.
Автор: Алексей Мошков