Мы продолжаем разговор о том, как и почему миллионы детей сошли с ума от любви, посмотрев фильм "Гостья из будущего" в 1985 году. Мы не будем ни восхищаться, ни высокомерно судить о фильме. Мы отнесемся с глубоким уважением к этому, безусловно, очень доброму и талантливому произведению, но посмотрим на него безоценочно, по-взрослому.
В части 1 мы узнали как формируется личность ребенка и какую роль играет первая влюбленность.
В части 2 мы узнали какими общим чертами должен обладать образ Алисы во внутреннем мире ребенка-зрителя.
В части 3 мы выполнили поведенческий анализ Алисы и узнали из каких противоречий собран образ главной героини. Мы поняли как устроена психологическая бомба "Алиса".
В части 4 мы узнали как устроен детонатор бомбы "Алиса" и как ее нечаянно рванули взрослые дяди и тети, снимавшие фильм...
В части 5 Мы узнаем про секретный взрослый контекст фильма
Часть 5. Два контекста фильма
Фильм "Гостья из будущего" поликонтекстуален.
Первый контекст детский, и там всё очень хорошо. Хорошие актеры, интересный и очень добрый сюжет. Замечательная девочка: умная, скромная, честная, правильная, жизнерадостная. Смотрите его из детского состояния и радуйтесь жизни!
Второй контекст взрослый: Пока взрослые мужики придуриваются, трусливо сбегают, превращаются в козлов или спят днем, женщины мочат уродов, а дети ведут себя взрослее взрослых.
На уровне взрослого контекста фильма, возможно случайно, оказалась заложена крышесносная БОМБА под психику мальчиков-зрителей. Там столько вопросов к Паше и Киру!.. И, честно говоря, я ещё даже не знаю, как к этому относиться. Многое можно списать на шутку, на наивность, на несерьёзность, на баловство. Но зачем они в склепе Алису замуровали?! Они что, осознанно добивались амбивалентности чувств любовь-боль? (Тезис подробно раскрыт в 3 части статьи)
И почему персонаж трус именно молодой интеллигентный мужчина с очень добрым лицом, в очках и с книгой, а не какой-нибудь деградант по образу?
Почему хоть и бандита-здоровяка Невинного, но четыре раза вырубают девочка и женщины, один раз шутка не удалась? Или смысл был в том, чтобы все мужское унизить? Почему у министра образования фамилия Синехвостиков? Отчего он посинел? Ему женщина что-то прищемила?..
Почему Колю и Фиму Алиса практически по стенке размазывает своим предсказанием их будущего? Они антагонисты? (тезис раскрыт в части 4 под заголовком "Небольшое, но важное отступление")
Почему за Алисой отец не пришел с Полиной вместе? С прибором это прежде всего его косяк. Он занят был очень или в контекст и замысел не вписался?
Папа мог не прийти спасать дочь только в одном случае. Если он относится к ней как к взрослой женщине, способной самостоятельно разрулить эту ситуацию. Она ведь не просто дочь. Она его коллега по работе, возможно – младший научный сотрудник, с очень недетскими навыками. Если обратить внимание на то, что мама в их семье не фигурирует никак, то возникают серьезные вопросы к тому, на каком Алиса месте в их семейно-родовой системе. Интересно? Вы еще помните, что фильм детский?
Если в Нашем времени фильма во всех семейных системах отсутствуют отцы (вы обратили в детстве на это внимание?), то в Будущем времени фильма, в единственной представленной семейной системе, отсутствует мать. Почему? Потому что Алиса настолько повзрослела в свои нежные 12 лет, что мать ей уже не нужна? Нам показали, что Алиса не просто девочка. Она уже достигла социальной самореализации и даже может самостоятельно заниматься научной работой с крокодилами.
Почему взрослое женское через Полину детям показали, а мужское только инфантильное или придурошное?
Вы скажете, что в первой серии папа очень адекватный! Да? Тогда почему бандиты-туристы бармалеи-террористы его вокруг пальца обвели не напрягаясь, а с бабушкой Юли у них не получилось? Бабушка взрослая, а папа похоже недалекий. Он не в состоянии отличить бандитствующих подростков-придурков от серьезных ученых? А старушка-божий одуванчик из далекого прошлого справилась!
Я не против юмора и очень люблю пошутить. И по ходу статьи это видно. Но, если на уровне детского контекста умильный юмор над мужчинами создал комедийное очарование, то на уровне взрослого контекста он создал серьезную психологическую проблему. Кому из детей было смешно после выхода фильма? Может быть девочке, сыгравшей главную роль?
А еще вспомним Штирлица – запоминается только последняя фраза! А звучит она так:
сила за девочками и женщинами. Взрослейте, мальчики, возле юбки!
(тезис подробно раскрыт в части 2, пункт 2)
Как после такого послания мальчикам было на Наташе не зависнуть, если ее героиня демонстрирует удивительную преждевременную взрослость в ребенке, на фоне мужчин-комиков, талантливо изображающих придурошное мужское? Это продуманный режиссерский ход или случайность?
Это не мой коллаж. Взято из интернета. Вот кого в фильме очень не хватало! Если бы он там был, то крыша у мальчиков бы не поехала от безумной любви!
Если бы Алису спас капитан Ким или Буран на пару с её отцом, психологически девочка с позиции космической суперзвезды переехала бы на своё законное детское место. Мальчики бы получили образ позитивного, а не придурошного мужского, образ мужской дружбы, образ того, к чему стремиться. Внимание бы с мира девочек и женщин сместилось в мир мужчин и желания взрослеть. Прекрасная комедийная составляющая фильма при этом не была бы утрачена. Мыльный пузырь, индуцированной фильмом неадекватной влюбленности, лопнул бы под собственным весом. Волна безумной любви-зависимости бы существенно ослабла. У Наташи было бы в жизни меньше проблем. Почему так не сделали?
Правда, финал не был бы забавным. Но много ли тех детей, которым было смешно в конце?
Может быть, Наталья Евгеньевна знает ответы на эти вопросы? Она же и Павла, и Кира много лет знала. Но журналисты ей взрослых вопросов задавать не стали.
Как выглядит фильм, если его смотреть глазами взрослого
Вы задумывались над тем, в каком жанре снят фильм? Это комедия, трагедия или драма? Там присутствуют все три жанра сразу: мир мужчин – это комедия, мир женщин – это драма, мир детей – это трагедия!
Вот Мир мужчин в детском фильме, если смотреть его по-взрослому
(это комедия).
Реальное взрослое – это только женщина, говорит нам фильм
(это драма).
Почему драма? Если в отдельной статье разобрать типологию мужской деградации (изложено в Часть 6), очень ярко показанную в фильме, а потом обратить внимание на то, что все семьи в фильме представлены без отцов, то вывод будет очевиден – это недетский фильм про одиночество женской взрослости.
Пересмотрите внимательно диалог мамы с сыном Колей. Кто там старше?.. Это похоже на разговор ровесников!
Как Вам кажется, я сильно ошибусь, если предположу, что Коля живет в разведенной семье? Там папу за пять серий сколько раз показали? Разницу с Электроником чувствуете?
Женщина несет в себе образ любви как смысл жизни. Мужчина ставит цели, которые стоит достигать. Поэтому женщинам во все времена нравились мужчины, умеющие ставить масштабные цели и достигать их. Мужчина утрачивает интерес к жизни когда не находит смысл. Женщина утрачивает интерес к жизни, когда не видит цели. О разнице мужского и женского хорошо пишет Назип Хамитов.
Женщина ощущает себя женщиной в полноте только рядом с мужчиной. Если мужчин нет, то женщины или теряют цель в жизни, или становятся самками.
У женщины-самки все мужики делятся на козлов (тех, кто может, но не хочет) и импотентов (тех, кто хочет, но не может). Если в козла Невинный превращается сам в начале фильма, то импотентом символически его делает Полина, отобрав пистолетик, в финале. Вы еще верите, что это только детский фильм?
И не надо всех мужиков было делать занудными и взрослыми. Достаточно было одного, позитивного, адекватного, сильного. А еще лучше чтобы он с другом пришел. И все! И всех комиков оставить. Они замечательные, сочные и классные!
А фамилию Коля Синехвостиков заменить на что-то благозвучное. Тем более это мужчина обличенный властью. Для взрослых – это забавно. Но для детей так не стоит.
А вот последняя тема – тема детей
(это трагедия).
Ангел Девочка-взрослость улетела в вечность навсегда и унесла с собой веру в "Прекрасное далеко". Дети-сироты остались без отцов с неадекватной физкультурницей-каратисткой и с ненастоящими, а придурошными взрослыми! Раздолбанный подвал – это метафора разграбленной и уничтоженной великой страны. Теперь понятно в чем печальное, щемящее душу очарование фильма?
Когда взрослость уходит, дети становятся беспризорниками и живут в подвалах. Перефразируя Штирлица, можно сказать так:
Лучше всего запоминается последняя сцена фильма.
Посмотрите на щемящие душу лица детей-сирот в последней сцене! Впереди их ждет перестройка и страна в которой они будут уже никому не нужны...
Если колонны в подвале – это Сталинский ампир, одно из лидирующих направлений в архитектуре СССР 40х-50х годов 20го века, то разрушение подвала – это сворачивание Сталинского проекта социализма в отдельно взятой стране, проекта, направленного на построение справедливого, социально ориентированного общества.
А кто-то говорил, что предсказания фильма не сбылись! Может мы просто смотрели невнимательно?..
Чтобы выжить бегите детки за Наташей, она хотя бы внешне на Алису похожа! Ближайшие десятилетия вы будете взрослеть, выживая в руинах страны и подвалах заброшенных домов под песни Цоя.
Сцена в подвале. Вспоминайте интонацию голоса Наташи, когда она произносит: «Все правильно». Она произносит это и в «Опасных пустяках», и в «Гостье из будущего» практически одинаково. Итак, голосом актрисы Наташи звучит прощальная фраза героини Алисы во взрослой версии фильма:
Все правильно, когда мужчины ведут себя как придурки, то их мир превращается в комедию, жизнь женщин становится драмой, а судьба детей – трагедией. Потому меня и замуровали. А чтоб вы не плакали, сказали, что я в будущее улетела.
Вас не удивлял в детстве тот факт, что взрослые из будущего несколько дней не чесались, пока Алиса прыгала в прошлом, а потом вдруг Полина ей говорит: «Прощайся, у тебя есть две минуты». И это когда у них за спиной машина времени! Алиса там может хоть неделю с ними прощаться, хоть год! Почему же 2 минуты всего?
Полина этим действием показывает: кто тут старший и определяет границы и смысл происходящего! Она ставит точку в процессе! Это в чистом виде взрослая, а в психологическом – мужская позиция. Об этом, если не ошибаюсь, Ева Весельницкая пишет в своей книге "Женщина в мужском мире". Но мужикам некогда этим заниматься, ведь они с козликом играли и из пистолетиков стреляли… Вот так!
***
За много лет я так и не встретил ни одной статьи, посвященной серьезному взрослому анализу этого очень достойного фильма. Зато всякой глупости, а иногда и пошлости, встречал не мало. Мне стало досадно в какой-то момент. И я не пожалел времени на потраченную работу. Надеюсь, кому-то это поможет разобраться и с большим вниманием и уважением отнестись к фильму Кира Булычева и Павла Арсенова, а кому-то поможет выйти из детской-романтической контузии от влюбленности в образ Алисы, не умаляя при этом ее красоты и очарования.
К способности любить и дружить мы приходим только после разочарования, когда видим другого цельно в объемности света и тени.
Наташина Алиса навсегда останется во мне любимой символической младшей сестрёнкой и частью моей личности, моей личной истории и истории моей родины – Советского Союза, а фильм – самой доброй и любимой сказкой из моего советского детства. Только теперь я могу смотреть этот фильм и как ребенок, и как отец четверых детей, трое из которых сыновья.
Зачем это всё случилось в нашем детстве с нами, в чем смысл произошедшего?
В некотором роде весь фильм – это пинок во взрослость, через интенсивное проживание амбивалентной пары чувств любовь-боль. Можно, хоть и кувырком, но – полететь, а можно так и остаться в детстве с синяком на попе и в сердце. У каждого явления реальности всегда две стороны.
Чем ярче событие, тем длиннее тень, которую оно отбрасывает. Это диалектика.
Что особенно удивительно, спустя много лет Наталья своим поклонникам задала именно этот вопрос – Что такое взрослость? Но не известно: нашла ли она ответ, ответил ли ей кто-то не мимоходом, а остановившись и задумавшись по-взрослому...
В каком-то смысле вся эта статья – это ответ на вопрос про взрослость. И фильм "Гостья из будущего" – это фильм-вопрос: "Так что же такое взрослость?"
Нам кажется – что может быть проще, это же так очевидно: взрослый – его сразу видно! Да? А Колиной маме в фильме сколько лет – 3, 6, 12, 24 или 30? Интонацию голоса ее послушайте. Это та же Алиса, пубертатная девочка на переходе в девушку, только во взрослом теле. Если она Колю родила в 21, ей должно быть 33года. Вы в это верите? Или она Колю ещё когда сама в утробе матери была рожала? Вы знаете, что в психологии даже такое бывает? Ее психологический возраст устойчиво тянет на 9–13 лет, а у нее сын подросток. Так что такое – взрослость?
И, если задуматься серьезно, то это вопрос с ответом на целую книгу.
Есть взрослость – как возможность на каждом шагу, разочаровываясь в себе, в жизни и в людях, никогда не терять способности любить.
Есть взрослость сердца как владение искусством жить: это способность с головой, вдохновенно погружаться в жизнь, в наслаждение (без кайфа) и в боль (без мазохизма и жалости к себе), но никогда не тонуть в них.
А цинизм о котором Наталья тоже спрашивала своих поклонников – это страх маленького пугливого эго перед болью, перед ужасающей силой и красотой открытого, откровенного до беззащитности и уязвимости сердца. За цинизмом напуганные страхом боли слабые люди всегда прячут уязвимость своего инфантильного сердца.
Так о чём нас Наталья, повзрослев, спрашивала? Так для кого этот фильм – для детей, для взрослых?
***
Фильм "Гостья из будущего" с точки зрения психологического и культурологического анализа заложенных в нем смыслов, идей и выбранных режиссерских и сценических решений является уникальным явлением в детском кинематографе Советского Союза и даже близких аналогов не имеет. Порожденный им взрыв безумной любви в детско-молодежной социальной среде 80-ых и 90-ых годов прошлого века – явление уникальное не только в отечественной, но уже в мировой практике кинематографа. Никакого открытого научного анализа произошедшего не проводилось.
Детям и подростком 2000-ых символический язык фильма уже не понятен. Дети эпохи заката Советского Союза глубоко верили в то, что в человеке добра больше чем зла. И потому "Прекрасное далеко" наступит обязательно! Современные дети ни в какое "Прекрасное далеко" и справедливое человечное будущее уже не верят. Алиса, как девочка-ангел-Взрослость им не близка и непонятна.
Если я кого-то из поклонников фильма обидел, нечаянно ранил или оскорбил или очень разочаровал, приношу свои искренние извинения. "Гостья из будущего" – это один из самых любимых фильмов моего детства. Но я уже давно не ребенок. Взрослый контекст фильма позволил мне понять то, как глупо выглядим мы, взрослые, когда не замечаем того, что наши дети уже не дети, а подростки, что они повзрослели.
Если для маленького ребенка родитель – это бог, то подросток уже видит и чувствует всю нашу глупость и незрелость. Ребенку не нужны наши извинения, ему нужна наша уверенность, поскольку он не в состоянии освоить ошибки взрослых. Подростку, напротив, очень нужна наша способность вовремя признавать свои ошибки и выдерживать фрустрацию и боль от встречи с собственным несовершенством. Подросток помешан на чувстве справедливости, но это чувство в нем еще по-детски очень эгоистично.
В конце хочу выразить свою благодарность разработчикам нейросетей Remini, waif2x, Topaz Photo AI. Без реставрации фотоматериала программами с элементами искусственного интеллекта такой подробный и иллюстрированный анализ фильма "Гостья из будущего" был бы проблематичен из-за очень плохого качества исходных изображений.
Часть 6. Типология мужской клоунады
Если разбор Вам понравился, приходите на мой телеграмм канал. https://t.me/+WUy8qE_3tZ8yODhi
Там мы подробно смотрим психологические аспекты отношений, любви, сексуальности и эротической взрослости на примерах разборов специально подобранных взрослых художественных фильмов.
Кинолекторий центра позитивной сексуальности. http://positivesex.ru/cinema
(c) Евгений Еремин.
Практическая психология и философия Любви. Сексология. ЕМДР практика. Регрессология. Семейная конфликтология. Семейная педагогика. Поведенческий анализ. Телесные психологические практики. Тантра – теория и практика.
При использовании материала в СМИ ссылка на автора обязательна.
Статья опубликована на территории РФ в 2020г. Защищена ГК РФ. Все фотографии отреставрированы и обработаны мной с использованием Topaz Photo AI, Remini, waif2x, Photoshop. Права на фото переданы мной Андрею Петрову, сайт Mielofon.ru