Сооружение, которое чаще всего описывают эпитетом "самая" – Нурекская ГЭС в Таджикистане. Самая высокая в мире плотина до 2014 года, но среди каменно-набросных по прежнему, самая мощная ГЭС в Средней Азии, самая уникальная стройка, поскольку всё доставлялось только автомобильным транспортом. Высота ГЭС 300 метров.
Существование Нурекской ГЭС на одной из самых крупных рек региона - Вахше - до сих пор признается мировым сообществом верхом строительского мастерства. Строительство Нурекской ГЭС было начато в 1961 году и было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Здесь нельзя было строить обычную бетонную плотину, тогда русло Вахша было решено засыпать той же породой, из которой образованы окружающие горы, по аналогии с природными завалами.
Подготовительный период продолжался вплоть до 1969 года. Столь значительная его продолжительность связана с трудными условиями района строительства — узкий горный каньон с отсутствием подъездных дорог. Для обеспечения всего необходимого, до стройки была построена специальная дорога и доставка грузов выполнялась только автомобильным транспортом.
Изначально для этого стали применять карьерные самосвалы МАЗ-525. В конце 60-х готов был начат выпуск самосвалов БелАЗ-540, которые смогли обеспечить необходимую производительность труда. В день выезжало порядка 100 машин на линию (иногда больше), работы по отсыпке плотины велись без перерыва.
Многие конструктивные решения по плотине Нурекской ГЭСе не имеют аналогов в мировой практике: усиление верховой упорной призмы и гребня антисейсмическими поясами, конструкции и размещение смотровых галерей в ядре и ее гребне и др.
В ходе строительства было произведено 8,2 млн м³ открытой выемки грунта и 1,2 млн м³ подземной выломки, 56 млн м³ насыпи грунта, уложено 1,6 млн м³ бетона, смонтировано 62,5 тыс. тонн металлоконструкций и механизмов. Были проведены масштабные работы по проходке различных тоннелей, выработок и шахт в объёме 38 км, цементационные работы в объёме 393 тыс. погонных метров.
Первый и второй гидроагрегат Нурекской ГЭС был пущен в 1972 году. Полностью все девять гидроагрегатов были запущены к 1979 году. Интересно, что к моменту пуска последнего 9-го агрегата в 1979 году затраты на строительство уже полностью окупились, что свидетельствует не только о высоком уровне технического и организационного обеспечения проекта, но о его экономической эффективности. Вся использованная на строительстве техника, строительные материалы и основное технологическое оборудование были отечественного производства.