Вот вы говорите: Седьмая. А я говорю: Одиннадцатая! Седьмая "Ленинградская" симфония - да, несомненный шедевр. Седьмая - надрыв, война, блокада. В ней столько силы, столько горя, столько пережитого...
В Одиннадцатой же симфонии, Шостакович рисует масштабное полотно революции пятого года. У неё и подзаголовок "1905-й год". Меня всегда удивляло, каким нужно обладать талантом и гением, чтобы с помощью всего лишь семи нот передать эпоху и настроение. Шостакович - композитор такого калибра, который с помощью звуков отправляет слушателей в то время, знакомое нам по замечательным советским фильмам и книгам. Отчасти этот небывалый эффект создаётся за счёт особенной структуры этой поэмы (а симфония не что иное, как поэма) - она сплошь пересыпана музыкальными цитатами. Вставки из народных песен в свои произведения делал ещё Чайковский. Шостакович подошёл к этому приёму особенно щедро. В итоге вышло очень органично. Узнаваемость темы происходит с первых минут. Ловкое вплетение "Варшавянки" в общую канву трагизма не оставляет никаких сомнений в том, что сейчас грянет буря революции. Буря, которая сметёт многое на своём пути. Многое, но не всё...
Одиннадцатая симфония Дмитрия Шостаковича - великолепнейшая и сильнейшая музыка. Такие впечатления.