Всентябре 2023 года российские государственные СМИ сообщили, что танковый завод «Омсктрансмаш» должен возобновить производство основного боевого танка Т-80, при этом сообщалось, что боевые возможности этого класса произвели сильное
впечатление на личный состав, эксплуатирующий этот танк.
Т-80 был, безусловно, самым дорогим и наиболее боеспособным танком в Советской Армии, и, несмотря на то, что он был в три раза дороже, чем Т-72, его закупали в очень больших количествах, чтобы составить основу танкового кулака Советской Армии в начале 1980-х годов. Однако гораздо более высокие производственные и эксплуатационные затраты этого класса по сравнению с Т-72 побудили Министерство обороны России после распада СССР отдать предпочтение Т-72, поскольку Т-72 считался более экономичным и имел лучшие экспортные перспективы.
Это решение, принятое во время экономического кризиса 1990-х годов, встретило значительное сопротивление со стороны большей части армейского руководства из-за значительно превосходящих возможностей, которые сохранял Т-80.
В итоге производство этого танка было прекращено примерно в 1996 году, а последняя версия Т-72, значительно усовершенствованный Т-72БУ, была переименована в Т-90.
В 1980-е годы пять основных предприятий производили основные боевые танки для Советской Армии, при этом Омсктрансмаш входил в тройку крупнейших наряду с заводом Уралвагонзавод, расположенным на Урале, и заводом Малышева, расположенным на территории современной Украины.
Завод «Омсктрансмаш» производил танки Т-54/55 на протяжении большей части периода холодной войны до конца 1970-х годов, к тому времени исключительно на экспорт, прежде чем переоборудовать его для производства Т-80. Таким образом, к концу «холодной войны» существовало два предприятия по производству Т-80 и три — по производству Т-72, причем последний также
производился по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии.
С конца 1980-х годов на Омсктрансмаше осуществлялась амбициозная программа по превращению Т-80 в танк следующего поколения, который концептуально был похож на Т-14, который в настоящее время находится в мелкосерийном производстве на Уралвагонзаводе, с экипажем, размещенным в бронекапсуле, и необитаемой башней.
Поскольку экономика постсоветской России быстро сокращалась, танк продавался иностранным клиентам для финансирования под названием «Черный орел». Однако, поскольку Россия наложила эмбарго на многих своих ведущих потенциальных клиентов, включая Ирак, Иран, Ливию и Северную Корею, финансирование так и не материализовалось.
Подобно тому, как следующее поколение Т-72 получило название Т-90, весьма вероятно, что в соответствии с преобладающими тенденциями в присвоении Россией имен своим основным боевым танкам новый вариант Т-80 будет переименован. Можно предположить, что танк будет принят под обозначением «Т-100». Оно имеет смысл в хронологическом порядке, учитывая очевидное предпочтение имен, имеющих «драматический вес» (округлять или приувеличивать прим. Автора)
В отличие от Т-90, который в производстве стал прямым преемником Т-72 и какое-то время даже выпускался параллельно с ним, между производством последних советских Т-80 и новой серийной модели промежуток составляет примерно в 30 лет. Это означает, что разница в возможностях, как ожидается, будет намного больше, чем между последними моделями Т-72Б и базовым ранним Т-90.
Остается неясным, в какой степени конструкция Т-80 будет модернизирована, в частности, будут ли и в какой степени включены элементы конструкции «Черного орла».
Новая программа Т-80 может стать попыткой профинансировать разработку танка следующего поколения на основе его конструкции, которая может быть более перспективной, чем проект Т-14, созданный Уралвагонзаводом.
Крайние задержки в разработке Т-14 означают, что конкурирующий танк может стать подстраховкой от неудач с Т-14, одновременно оказывая повышенное давление на Уралвагонзавод, чтобы тот довел его до ума. Тем не менее, поскольку теперь «Уралвагонзаводу» принадлежит «Омсктрансмаш» и, таким образом, он обладает полной монополией на производство российских танков, возможности повышения эффективности за счет конкуренции остаются ограниченными.
Весьма вероятно, что новый Т-80 с новым обозначением станет самым боеспособным российским танком, за исключением, возможно, самого Т-14.
Вы читали статью зарубежного издания Military watch
Что-то я сомневаюсь, что не доведя до ума Армату, будут делать что-то новое, пусть даже на базе "Чёрного орла". Это банально дорого. Т-80 будет модернизирован с учётом опыта СВО. Максимум улучшат сверх возможностей Т-80БВМ и всё. Принципиально нового танка не будет.
Сейчас то что есть, необходимо чем больше, тем лучше.
Следим за развитием ситуации, а пока читайте интервью с бойцом ЧВК Вагнер с позывным Каспер.
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф
Благодарю за поддержку, за Ваши лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям и материальный вклад.
Каждую неделю в своем телеграм-канале, провожу прямые эфиры с участниками СВО.
Читайте другие мои статьи:
Интервью с танкистом ЧВК Вагнер
Интервью с арткорректировщиком ЧВК Вагнер
Интервью с оператором квадрокоптера ЧВК Вагнер
Интервью с оператором БПЛА Орлан-10 ЧВК Вагенер
Интервью с санитаром переднего края ЧВК Вагнер