2. Принцип эмерджентности (динамической иерархичности)
«Целое есть нечто большее, чем сумма его частей»
Это принцип означает появление у целого новых свойств и возможностей, отсутствующих у его компонентов. Он неразрывно связан с предыдущим и добавляет к пониманию устройства мира и человека новые оттенки и смыслы.
Эмердже́нтность (от англ.. emergent «возникающий, неожиданно появляющийся») в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним — «системный эффект».
Древнегреческий философ Платон сформулировал тот же самый принцип как: «Целое есть нечто большее, чем сумма его частей».
Тенденция к объединению универсальна — это факт, содержащийся в принципе иерархичности. Но возникает вопрос: в чем причина и смысл объединения частей в целое более высокого уровня организации? Например, зачем атомам объединяться в молекулы, а клеткам — в организмы? Жили бы себе на свободе, ничем и никем не ограниченные!
1. Объединение рождает порядок!
Наука говорит, что атомам выгодно объединяться в молекулы, так как снижение так называемой свободной энергии с лихвой компенсируется уменьшением хаоса (по-научному энтропии) и возрастанием порядка! А созидание порядка — это Закон, которому атомы не могут не подчиниться. Кстати, «космос» — результат действия вышеупомянутого Закона (его еще называют Теос, Творец, Демиург и др.) на первозданный хаос — в переводе с греческого и означает «порядок».
Элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих свойств, которые теперь выражаются от лица всей системы, причем на уровне ее отдельных компонентов этих характеристик могло и не быть. Коллективные свойства «живут» на более высоком иерархическом уровне, нежели элементы системы. В науке синергетике, следуя Г. Хакену, их принято называть параметрами порядка — именно они описывают смысл и цели системы.
2. Родство. «Мы с тобой одной крови».
У атомов с точки зрения науки есть еще один резон объединяться — их родство! Атомы не чужды друг другу, ибо когда-то давно, на заре Вселенной, возникли из Единого в результате Большого Взрыва или каким-то иным путем (поскольку у теории Большого Взрыва есть альтернативы).
«Кровное родство» клеток нашего организма тоже очевидно, ибо все они (1014) произошли из одной клетки (оплодотворенной яйцеклетки).
3. Новые возможности развития.
Помимо стремления к порядку и «кровного» родства, атомы и клетки привлекает друг к другу и перспектива новых возможностей (а эволюция, развитие, совершенствование — это тоже Закон). Например:
1. «Сладкость» глюкозы, образованной атомами углерода, кислорода и водорода, есть качество целого, отсутствующее у составляющих ее атомов, взятых по отдельности.
2. Одиночный нейрон червя по своей структуре и «способностям» практически не отличается от одиночного нейрона человека. Чего не скажешь о строении и возможностях головного мозга человека и червячка. Причина в том, что в головном мозге человека 1010 нейронов, а в мозге червя вида C. elegans nematode — всего 302. Получается, что несопоставимые по сложности процессы в мозге человека — следствие объединения нейронов и установления огромного разнообразия связей между ними.
Что нам дает знание этого принципа?
Объединение творит порядок из хаоса, наделяет созданную систему новыми связями, возможностями и перспективами развития, делает ее более пластичной и прочной. Все эти благоприобретения с лихвой компенсируют потерю «личной» свободы отдельных элементов.
Выход за собственные границы, причастность чему-то большему, нежели повседневные, «бытовые» цели и интересы, делает человека более устойчивым и здоровым. Что немаловажно в наши непростые времена. Объединение с близкими по духу людьми, с природой создает новые связи, открывает в человеке новые грани, способности и таланты, которые так и остались бы в латентном состоянии, если бы человек отстаивал свою самодостаточность. И… дает шанс обрести счастье. Недаром слова «причастность» и «счастье» имеют общий корень.
Из принципа иерархичности следовало, что лечить надо не болезнь (того или иного органа или системы — как части целого), а больного (целое). Из принципа динамической иерархичности следует тот же тезис. Только здесь под понятием «больной» понимается не просто организм в целом, а человек в единстве тела, психики и духа.
Отсюда следует и признанный в холистической медицине принцип индивидуализации:
· каждый человек болеет по-своему;
· нет универсальных «рецептов», при схожести симптомов и одинаковом диагнозе у двух разных людей будут разные лекарства (в гомеопатии) или способы воздействия (в иглоукалывании или остеопатии).
Принцип «целое есть нечто большее, чем сумма частей» — еще один аргумент в пользу сотворчества врача и пациента на пути к здоровью. Ведь объединение лечебного воздействия с усилиями пациента (и на уровне действий, и на уровне осознания) выводит процесс исцеления на качественно новый уровень.