В следствие отмены крепостного права, которое произошло в 1861 году многие помещики, даже богатые, отказались от владения церковной землей. Как же использовали землю священники? В большинстве случаев ее отдавали кому придется в аренду, но были и такие, что обработывали ее своими или наемными руками. Совсем немногие получали за землю от приходских помещиков ругу.
Руга- выплата духовенству, выдаваемая обычно из государственной казны или из личных средств крупного землевладельца. Так во времена Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году Иван Грозный сказал, что отец его посещая монастыри, давал им милостыню "в приказ",т.е единожды, это могла быть мука на просфоры, воск на свечи, соль и деньги. Но многие монастыри получали грамоты на получение милостыни "впрок", т.е на постоянной основе. Так на Соборе было решено после тщательного расследования монастырям, которым выдавалась милостыня на постоянной основе, выдавать эту же милостыню "в ругу", а если монастыри получали милостыню единовременно и могли обойтись без руги, имея другие доходы, в виде сел и земли, тут решал царь выплачивать ли им ругу или нет. Как правило, монастыри, имевшие грамоты на получение руги были бедны и прожить без нее не могли, а царю было "достойно и праведно", оделить их ружными деньгами, которые были незначительны от 1 до 4 рублей.
А в 1861 году причтов, пользующихся ругой было немного. После отмены крепостного права многие помещики отказались от владения церковной землею. Количество выдаваемой ими руги, зависело от их щедрости, так на одного священника выдавалось деньгами и хлебом не более 150 руб, а некоторых местах и того меньше-75. Но в последнее время стало все меняться и помещики прекращают выдачу руги, а священники неохотно берут в свое владение землю. Наверно это происходит оттого, что священники отвыкли от земледелия и не имеют даже земледельческих орудий. Однако священники не стремились к земледелию и потому, что оно не приносило им значительную выгоду.
Но был и еще один способ использовния земли-сдача в аренду. Аренда земли обеспечивала духовенство на половину или даже на треть. В аренду сдавалась земля средней доброты, из третьего снопа. В Калужской епархии общее количество церковной земли на 613 церквей составляло 43,843 десятин. Под лесом же находилось 4567 десятин. Так на одну церковь, состоящую из священника, диакона, чтеца, пономаря, звонаря и певчих приходилось 33 десятины (1 десятина-1,09 га).
Доход священника от сдачи земли в аренду 20 десятин в хороший год составлял: ржи-6 четвертей по 4 руб-24 руб., овса-7 четвертей по 2 руб-14 руб.,ячменя 1 четверть-3руб.,гречки четверть-3 руб., льна 3 пуда-4руб.,50 коп.,льняного семени 1 мера-80 коп.,гороха 2 меры-1руб.,40 коп.
Итого 50 руб.70 коп.
Кроме этого священник может использовать ту землю, что не в аренде, а это 2 десятины луговой земли, получится 15 возов сена, по 10 коп за пуд-22руб.,50 коп. На эти деньги можно прокормить двух коров, пять овец, одну свинью и немного птицы, на содержание лошади уже не хватает. Кроме того для уборки сена нужен работник или работница, которому в год нужно заплатить 30 руб. серебром.
И потому чаще всего землю обрабатывал сам священник, потому что сдать ее в аренду выгода незначительна. Доход, получаемый с 20 десятин земли, при обработке земли самим священником при трехпольной системе, в среднеурожайный год составлял в среднем 235 руб, при этом производилась оплата и содержание работника за год, в сумме- 65 руб и двум работницам: годовой и летней, плата и содержание-45 руб. Так в рассуждениях о пользе землепашества для священников в сельской местности, где каждый спешит обратиться к батюшке, будь то рождение или венчание, или какая другая нужда и когда не хвает сил и возможности заниматься и тем, и другим, было бы каждому больше пользы, если священнику был положен оклад , а земли хватило бы для огородничества десятины две, не более. В дальнейшем так и произойдет. Священникам будет назначен в дальнйшем не только оклад, но и пенсия в преклонных летах.