Ушел из жизни веселый человек. Таким запомнился мне Витаха, Витаутас Таранда.
Познакомились мы на театральном проекте Людмилы Гурченко, мюзикле «Бюро счастья».
Гедиминас Таранда играл одну из главных ролей в мюзикле – сотрудника «Бюро». Очень необычную роль для артиста балета. Таранда-старший зажигательно танцевал на сцене со шваброй и… пел. Да-да! Очень прилично пел свои партии. Гурченко выбрала себе в партнеры именно Гедиминаса и, буквально, заставила его петь при записи «саунд-трека» мюзикла в студии звукозаписи на Мосфильме. Шикарные получились номера в его исполнении – «Лимита», «Ограбление банка» и др.
Для репетиций мюзикла, с подачи Гедиминаса, мы арендовали сцену и гримерки в ДК «Строитель» близ метро «Беговая». В этом же ДК была репетиционная база группы «Русский имперский балет», которую Таранда-старший организовал вместе с великолепной Майей Плисецкой, после ухода обоих из Большого театра.
В ДК на репетициях мы и познакомились с Тарандой-младшим. Он так и представился мне – Витаха.
Высокий, рыжеватый, смешливый приколист.
Позже, когда я попытался назвать его Витасом, он помотал отрицательно головой и предупредил:
- Можешь называть меня Вит. Исключу из друзей, - пошутил он, - если еще раз назовешь прозвищем этого визгливого певца.
Не помню, чтоб еще кто-то при мне звал его Вит.
Позже мы работали с мюзиклом на сцене МДМ (Московского Дворца Молодежи). Однажды Таранда-старший повредил колено. Завтрашний спектакль стоял на грани отмены. Три тысячи купленных билетов! С генеральным продюсером мюзикла Сергеем Сениным, по совместительству мужем Людмилы Марковны, мы помчались к Таранде в ДК «Строитель», застали его с ортопедическим лангетом до бедра. На вопрос Сенина, сможет ли артист завтра выйти на сцену, Гедиминас, молча, распахнул лангету, как чехол от тромбона, и показал синее колено, распухшее как арбуз.
Витаутас тогда негромко проворчал:
- Я бы легко подменил брата. На швабре отрепетировал номер. Эх, петь только не научился.
На мой взгляд, Витаутас, к сожалению, всегда был в профессиональной тени старшего брата, хотя был выше его ростом.
Как-то в кулуарах МДМ Вит, перед спектаклем с участием брата, буквально, вился у… ног, хотел сказать!.. Стелился перед статной женщиной в годах. Явно артистка балета на пенсии. Вит рассыпался в комплементах, целовал ручки. Женщину «спас» Гедиминас от навязчивых ухаживаний младшего брата, увел ее через сцену в зал.
- Ах, у балетных век недолог.
И потому так сладок он, - печально пропел Вит, перефразируя текст песни Булата Окуджавы, и назвал известное имя балерины.
- Был влюблен, да, - признался он и уточнил:
- До сих пор…
Года три назад я случайно встретил Витаутаса близ Цветного бульвара. Он пополнел.
Меня он не узнал. Зато я узнал необычного исполнителя роли Кармен и спросил:
- Привет, Вит! Уже на пенсии?
Не помню по какой причине, во время совместной работы над мюзиклом, мы помогали однажды с Сениным группе «Русский имперский балет» поставить спектакль «Дивертисмент» в театре Моссовета. Вит зажигательно исполнял партию Кармен, как он сам говорил, в сценке "Канкан".
В антракте я стоял в коридоре перед гримерками, присев на подоконник окна, беседовал с Сениным. К нам по коридору направлялась Людмила Марковна, собираясь уезжать в антракте. Она была приглашена Гедиминасом на спектакль. Не успел Сенин отреагировать на появление «примадонны», как из гримерки энергично и эффектно вышел Витаутас в красных одеяниях.
Таранда-младший, не заметив Гурченко, взмахнул подолом юбки, поставил ногу в пуанте на подоконник между мной и Сениным, обнажив ножку по самое бедро. Чем ввел в шок и меня, и Сергея. Высоченный Вит имел размер ноги, похоже, сорок пятый. В красной пуанте да еще с балетным «носком» - ступня его была огромна, никак не меньше сорок восьмого.
- Убери свой красный чемодан! – шутливо попросил Сенин.
- Ах, я, кажется, влюблена. В обоих! – шутливо заявил Таранда-младший.
- Каков подлец! – услышали мы голос Гурченко. – Он всем подряд объясняется в любви!
- Да, Людмила Марковна, - не выходил из роли Кармен великолепный Вит, - ах, я такая любвеобильная!
Взмахнув красной юбкой, Витаутас удалился по коридору, бросив через плечо:
- А вас, продю-сэр, я жду после спектакля!
- Меня?! – возмутился Сенин.
- Вы – генеральный, господин Сенин! На вас я не претендую, - дожимал свои шутки Витаутас. – Жду исполнительного!
Я тогда выступал на проекте «Бюро счастья» в качестве очень исполнительного продюсера.
- Отличная партия! – пошутила Гурченко и подмигнула мне. – Поздравляю!
Как неожиданно возвращаются забавные истории через много-много лет. Одна из них имеет к Витаутасу Таранде косвенное отношение. Но всё же…
Одна из моих коллег по кино, директор съемочной группы года три назад обмолвилась, что её дочь училась в балетном училище близ метро Фрунзенская.
Правда, с первого курса её отчислили… Впрочем, за что балеринок отчисляют, не будем уточнять в этой заметке. Долго маялась девчонка, переживала, с трудом окончила среднюю школу, танцевальной карьеры не случилось, юридическая и бухгалтерская специальность в семейной жизни счастья не принесла.
- И ведь что странно, - с грустью призналась мне мама неслучившейся балерины, - дочка с радостью вспоминает свой рабский труд на балетных галерах училища. Вела дневник. Рассказала недавно забавный случай, который помнит до сих пор, как однажды, после занятий в балетном училище они зашли в «Кулинарию» на Комсомольском проспекте, долго стояли, пускали слюни перед витриной, не решаясь, с трудом удерживаясь, чтобы не накинуться на сладкое, потратив последние карманные деньги.
Многие из девчонок с трудом сохраняли форму в период гормональной перестройки, не просто ограничивали себя в еде, питались только салатами, тёртыми овощами, что привозили мамы в баночках своим деткам в училище. И вот какой-то незнакомый мужчина, покупатель в «Кулинарии», видимо, прочувствовал состояние несчастных девчонок, купил и подарил им огромный, чуть ли не в размах рук, праздничный торт, в круглой, розовой коробке. Этот пышный торт с белыми и кремовыми розами, с лепестками из безе, дочь запомнила на всю жизнь! Со смехом вспоминала, как они с девчонками, рядом с магазином, в скверике, с жадностью поедали сладкое руками, перепачкали рожицы, платья… но были счастливы, наелись от пуза, нахохотались до икоты…
- Не за этот ли торт бедных, объевшихся, девчонок на следующий день выгнали из балетного училища? – пошутил я.
- Нет, конечно. Но это был для них один из самых счастливых, выходных дней. Девчонки назвали его «День Тортеллы!» И каждый раз хохотали, вспоминая, как объедались сладким на лавочке в скверике. Сейчас понимаю. Они же, бедные, были, по сути, лишены детства. Как солдатики в казарме, трудились каждый день в поте лица и тельца. А тут подвалило такое обалденное сладкое счастье. Не смогли устоять. Кому было суждено продолжить карьеру балерины, продолжили учиться. Моего ребенка через полгода отчислили не только за форму…
- Произошло сие примечательное событие с тортом перед спектаклем во Дворце Молодёжи? – уточнил я.
- Да, - удивилась коллега. – Откуда вы знаете? Девчонок тогда пригласил на мюзикл один известный балетный артист.
- Это был Таранда-младший. Витаутас.
- Дааа... Вы знаете балетных?! - продолжала удивляться коллега.
- Со многими был знаком.
- Вам Витаутас вам об этом случае рассказал?!
- Нет. Я тот самый незнакомый мужчина в «Кулинарии». В конце 90-х в МДМ на Фрунзенской мы ставили мюзикл «Бюро счастья» с Людмилой Марковной Гурченко в главной роли. Балетный артист Таранда-старший играл на сцене сотрудника «Бюро». Пел очень прилично, со шваброй лихо исполнял песенно-танцевальный хит «Лимита». Таранда-младший на каждое преставление водил стайки крохотных девчонок с ближнего училища, будущих балеринок.
Вот тогда-то до начала спектакля в «Кулинарии» напротив МДМ, встретил худеньких девчонок, с балетным выворотом ног. Долго рассматривали они витрину с пироженками, облизывались, перешептывались, то ли денег не было, то ли хотели удержаться от мучного и сладкого. Демонстративно, у них на виду купил огромный торт, скорее всего, свадебный, от которого отказались заказчики, рассчитался. Девчонки смотрели с явной завистью. Поставил на витрину перед девчонками нарядную, круглую коробку и сказал, с широким гусарским жестом руки:
- Презент! От нас с Витаутасом!
- Тарандым? - ошиблась от неожиданности одна из девчонок.
- Ага! - ответил ей в тон. - Тыгыдым-тыгыдым-тым-тым!
Пока микробалеринки хихикали, вышел из магазинчика, чтоб не вызывать лишних благодарностей.
Перед вечерним представлением подошел Таранда-младший, пошутил:
- Тыгыдым-Тарандым, говоришь?! Вхожу в долю. Мне приличный кусочек тортика достался. Вку-у-усный! Сколько с меня рублей?
Подошла одна из крохотных балеринок с огромными серыми глазищами и кокетливо спросила:
- Так вы, оказывается, продюсэр?!
- Очень исполнительный, - отшутился я. – Не смог пройти мимо несчастных и страждущих глаз детей.
- Вы сломаете нам карьеру! – пошутила еще одна худышка, обидевшись на «детей».
- «Признаюсь, право, - виноват! Но если б знали, как я рад!..» – оправдывался я строчками из романса гусара Дениса Давыдова.
Девчонки продолжения старинного романса на тот момент не знали. Витаутас, с шуточками о любви, заранее увел будущих балеринок в зал, принялся рассаживать на приставные места.
Когда встретил Витаутаса близ Цветного бульвара, пополневшим, погрустневшим, он меня не узнал. Пропел ему песенку, что у балетных век короткий. Вит грустно улыбнулся. Тогда напомнил ему о нашем знакомстве на репетициях мюзикла в ДК "Строитель" и шутливо возмутился:
- Как же так, Вит?! В образе Кармен ты объяснялся мне в любви!
- Мало ли кому я объяснялся, - проворчал усталый Таранда-младший.
- Эх, продюсера мюзикла «Бюро счастья» не узнал! – посетовал я.
- А-а, привет! – так и не узнал меня грустный Витаутас. – Где оно – счастье?!
И ушел прочь.
Жизнерадостный был человек. Веселый. Жаль, так рано ушёл… грустным.
Вот такие временные круги частных историй.
#витас #таранда #балетныеистории #карментаранды #канкантаранды #бюросчастья #мюзиклбюросчастья #артистыбалета #витаха #витаутас