Найти тему

Художественная фотография. Фотокнига Игоря Познера

Продолжаю серию публикаций, дающих вторую жизнь моим заметкам в уже, увы, не существующем фотографическом журнале "Блик".

Статья о книге фотографий Игоря Познера вышла, наверное, году в 2017-м. С тех пор бережно храню этот томик. Поскольку официальное разрешение на публикацию фотографий, предоставленных автором, было только у журнала и у меня, к сожалению, не получилось связаться с Игорем лично, я сделала для вас видео, где можно получить представление о книге. Ну и два кадра пересняла с любимых разворотов.

-2

Когда слушаешь музыку, по большому счету не задумываешься, почему и как были созданы эти звуки. В музыку погружаешься, музыка проникает в мысли, ощущения, ты живешь ей. Нет, конечно, найдутся люди, способные различить голос каждого оркестрового инструмента и даже написать партитуру… Но все же главное, наверное, в другом, и необязательно знать нотную грамоту, чтобы чувствовать мелодию.

Фотографии Игоря Познера – музыка в черно-белом. Удивительная, завораживающая тональность, не отпускающая, бередящая, обволакивающая, тревожная и светлая одновременно. Его кадры, пожалуй, подсмотрены в давно забытых снах – загадочные и странным образом узнаваемые, несмотря на неясные контуры и полуразмытые черты.

«Past Perfect Continuous»* - новая книга Игоря Познера, изданная недавно «Red Hook Editions»: 160 страниц с фотографиями - бархатистыми, шероховатыми наощупь, словно зернистое изображение проступает сквозь поверхность листа, стремясь вырваться из твердого черного переплета, скрытого под суперобложкой.

«Прошедшее совершенное длительное»*… В английском языке так называется одна из временных форм глагола. Взращенные в строгих правилах «keep a stiff upper lip»* (в буквальном смысле, «сжав губы, всегда храним присутствие духа») британцы не должны выдавать свои чувства интонацией или мимикой. В грамматике языка туманного Альбиона для выражения эмоций как раз и существует категория «Continuous».

Игорь снимает Санкт-Петербург – город, где он родился и жил, город, куда он вернулся после четырнадцати лет отсутствия, город, знакомый любым горящим окном – и нежданно чужой, близкий до каждой мелочи – и нечаянно неизвестный. Пространство улиц, интерьеры домов «растворяются» в этой неизвестности, и пятна света выхватывают из реальности иной, невидимый для непричастных мир: его территория не подвластна логике и рассуждениям, лишь ощущениям, импульсам, заставившим фотографа сделать снимок.

«Минувшее* нереальное* непрекращающееся*» - английский прекрасен многозначностью слов. Эта книга о том, что «было и не было», что происходило или привиделось, что не могло исчезнуть бесследно, не зацепившись за память, сплетенную воображением.

«Все очень просто и безумно сложно - книга должна быть открытием и в то же время оставаться загадкой. – рассказывает Игорь Познер. – Формулы создания фотокниги я не ведаю, по крайне мере до сих пор она ко мне не явилась. Мой личный подход к фотокниге родственен по духу взгляду на литературное произведение. Я предполагаю, что для того, чтобы получилась (фото)книга, нужно найти способ соединить две вещи, которые принадлежат к противоположным мирам. С одной стороны, 'история' – она возникает посредством случая и подразумевает своего рода рискованное положение - по крайней мере, не хождение из точки А в точку Б, что само по себе не просто. С другой стороны, 'форма', которая является результатом осознанного выбора и предполагает выдумку. Без истории и формы книги нет - есть портфолио лучших фотографий, собрание восклицательных знаков. В лучшем случае это познавательно, в большинстве - скучно и, на мой взгляд, «сшивать» это не обязательно».
«Совершенно естественно, что фотографии в книге выглядят иначе, чем отдельные отпечатки. Знакомые кадры и связки между ними предстают в ином свете, обретают другой смысл. В этом отчасти чудо и загадка книги. Проводя аналогию с тем, что Тарковский говорил о монтаже картины, отобранный материал должен выражать своё существо, которое обнаруживается в характере того, как книга собрана. И значение целого важнее любой из фотографий. Смысл целого зависит от отношений, которые создаются его составляющими элементами, то есть индивидуальными фотографиями».

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

В заключение этой публикации просто для информации: реанимировала заброшенный когда-то тг-канал "Точка фокусировки": https://t.me/rm_focuspoint. Это совершенно другой формат, будут мои картинки (шедевров не обещаю), и всякое на фотографическую тему, скорее для общения. Если вдруг кому-то интересно, подписывайтесь, буду рада.