20,1K подписчиков

XIX век в русской живописи. От века золотого к веку серебряному

Русская культура в XIX веке достигла небывалых высот. В художественном творчестве этой эпохи отражались все знаковые события: Отечественная война 1812 года​ и восстание декабристов​, Крымская война и крестьянский вопрос. А еще на работы художников влияли новые веяния, которые появлялись в Европе. Читайте, как в русском искусстве возникли романтические тенденции​ и реалистическое направление​, кто привез в Россию картины импрессионистов​ и как полотна именитых отечественных живописцев становились известны широкой публике.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

К концу XIX века художники начали искать новые пути самовыражения. Из Европы в Россию проникали новые направления. Импрессионистские приемы начали использовать в своем творчестве Константин Коровин и Валентин Серов. Михаил Нестеров наделял свои полотна глубоким символизмом, Франц Рубо развивал батальную технику, а Михаил Врубель создавал работы в стиле зарождающегося русского модерна.

Константин Коровин. Гурзуф. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин. Гурзуф. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Художники вновь искали единомышленников. В усадьбе Саввы Мамонтова образовался Абрамцевский кружок, в него вошли Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Репин, братья Васнецовы и другие художники — и молодые, и именитые. Сюда приезжали гостить и работать известные не только живописцы и графики, но и скульпторы, декораторы писатели. В усадьбе создавали новые книги, ставили спектакли и делились свежими идеями. Михаил Врубель управлял здесь майоликовой мастерской — красочные мозаичные панно из Абрамцева украшали многие здания Москвы. А картины, которые художники писали в усадьбе Мамонтова, сегодня хранятся в крупнейших музеях России.

Михаил Врубель. Шестикрылый Серфим (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Шестикрылый Серфим (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1898 году художник Александр Бенуа, импресарио Сергей Дягилев и публицист Дмитрий Философов начали издавать журнал «Мир искусства». В нем публиковали иллюстрированные статьи о российском и западном искусстве, в том числе о новых веяниях. Мирискусники — Лев Бакст, Константин Сомов, Евгений Лансере — разделяли идеи модернизма, стремились к свободе и эстетике, обращались в национальной русской культуре и продолжали противостоять академизму. А еще — хотели представить работы отечественных живописцев в Европе и познакомить россиян с современными иностранными живописцами. В 1899 году в Санкт-Петербург привезли новаторские картины Поля Гогена, Клода Моне и Эдгара Дега. А художники «Мира искусства» выставляли свои работы в Германии.

В 1892 году Павел Третьяков подарил Москве свою коллекцию живописи. Через год посетители смогли посещать галерею братьев Третьяковых — один из крупнейших музейных фондов в России. В 1898 году в петербургском Михайловском дворце торжественно открылся Русский музей. Именно в него вошли коллекции русской живописи из фондов Эрмитажа, Академии художеств и императорских собраний.

Автор: Татьяна Григорьева