Джинсы от Армани, рубашка, коричневая балаклава, часы Garmin, винтовка L119A2. Не то, что бы это был необходимый запас для борьбы с террористами. Но если приехал в Кению бороться с исламскими боевиками, становится трудно остановиться...
Имя парня на фото - Кристиан Крейгхед. Хотя, возможно, это имя является псевдонимом, ведь место работы Криса - 22-ой полк SAS, а британская спецура обычно любит тишину и анонимность. Я, кстати, готов спорить, что многим из вас уже знакомо это подразделение. Ведь один усатый любитель высаживать двери из Call of Duty служил как раз в нём.
В 2018 году Крис приехал в Кению тренировать местных силовиков и в один день по случайности оказался не в то время и не в том месте. А именно в захваченном террористами отеле DusitD2.
В сегодняшней статье - о том, как один англичанин за сутки стал легендой контртеррора и спас 700 человек.
_____________________________________________
В 2011 году Кения вписалась в гражданскую войну в Сомали против группировки "Аш-Шабаб", которая по сути присоединилась к запрещенной в РФ франшизе под названием "Аль-Каида".
Конфликт в соседнем государстве сам по себе доставляет много проблем: толпы беженцев, контрабанда, неограниченный оборот оружия.
Однако сомалийские исламисты дополнили этот список ещё и традиционным для подобных организаций видом бизнеса. А именно они занялись похищением иностранных граждан на территории Сомали и соседних стран. 13 октября 2011 из лагеря беженцев в Кении были украдены две сотрудницы конторы "Врачи без границы".
Вторую щеку кенийцы поставлять не стали и ввели войска в Сомали, чтобы в пределах 100 километровой приграничной зоны забить все сортиры трупами боевиков.
В ответ джихадисты из "Аш-Шабаб" залили Кению кровищей. Вот список только крупных терактов:
21 сентября 2013 - теракт в торговом центре Найроби: убито 62 гражданских, 5 кенийских военных, 4 боевика. Ранено под две сотни человек.
22 ноября 2014 года - захват автобуса, направляющегося в город Мандера на севере Кении. Боевики вывели людей из автобуса и расстреляли 28 человек, в основном - христиан.
2 апреля 2015 в городе Гарисса масштаб увеличивается - не менее 5 боевиков захватывают кампус университета. 142 погибших студента, три солдата, три полицейских. Для сравнения у нас в Буденновске погибло 129 человек, при том что у Басаева под рукой была группировка примерно в 200 человек.
И это только относительно крупные теракты. Число менее масштабных акций из раздела “бросить гранату в набитое людьми кафе” идет на десятки, если даже не сотни.
Власти Кении на переговоры с террористами не шли и активно привлекали зарубежных специалистов от морских котиков до SAS для обучения местных силовиков грамотному заземлению исламистов.
Так в стране и оказался Кристиан Крейхэд. На тот момент ему было 43 года, из которых на службе в армии и спецподразделениях он провел 27 лет. В детстве он впечатлился фильмом “Дикие гуси” и в 16 лет (!) подростком вступил в парашютный полк. Да, у британцев раньше такое практиковалось. Тот же капитан Прайс из CoD по лору тоже попал в армейку 16 years old.
Затем был перевод во взвод следопытов и участие во вторжении в Ирак. Но на каком-то этапе армия наскучивает Крису, он выгорает и примерно году в 2012-2013, после истечения срока контракта, решает свалить на гражданку.
Но тут нарисовывается его знакомый из спецназа, с предложением перебраться в Специальную воздушную службу, она же SAS. Почему бы и нет? - Только есть одна проблема: начальство дало “добро” на переход в SAS, но при этом потребовало заключить новый контракт.
Если Крис не проходит отбор в спецназ, то добро пожаловать обратно к настоебавшей армейской рутине. Ну и как вы понимаете, возвращаться никуда не пришлось.
Утром 15 января 2019 Крис отправился из столичного города Найроби в сельскую местность, потренироваться с личным оружием. Вообще по его интервью на различных подкастах четко прослеживается мысль, что практиковаться с огнестрелом нужно постоянно. Даже если ты занимаешься чистой административкой, будь добр сходить на полигон или в тир и отстрелять пару рожков. Что характерно, такая жизненная стратегия себя оправдала.
В этот день он закончил тренировку раньше обычного и потошнил на авто обратно, по пути ещё подбросив местного жителя до его деревни. Сам спецназовец потом отмечал, что его в тот момент крайне удивили две вещи:
- первая то, что попутчик был одет в хороший, выглаженный костюм и при этом таскал с собой нож, напоминающий кукри, для защиты от злых духов.
- вторая - то, что чернокожий кениец попрощался словами: “Chris, may god bless you many times this day”. Переводя на русский: "Крис, пусть господь благословит тебя множество раз в этот день". Тогда спецназовец не придал этой фразе особого значения.
Добравшись в город Крис приступил к обычной бытовухе: подстригся, поел и принял душ.
_____________________________________________
Пока ветеран горячих точек намыливал себе спинку, примерно в два часа дня на улице Riverside Drive 14 появились две машины. В авто сидели 5 человек и все они принадлежали к группировке “Аш-Шабаб”. Что характерно большая часть группы боевиков была кенийцами и от местных жителей их отличали, разве что, надетые разгрузки и автоматы АК в руках.
Точкой назначения джихадистов был офисно-гостиничный комплекс DusitD2, состоящий из банка, нескольких офисов, пары ресторанов и самого 5-звездочного отеля DusitD2.
Для иностранного бизнесмена, журналиста или сотрудника транснациональной корпорации такая локация - это идеальное место, чтобы вести свои дела. Например, Google и LG снимали в отеле номера для своих сотрудников.
Для боевика из исламистской группировки - это идеальное место для совершения теракта. Особенно, если ты хочешь заявить о себе на весь мир, ведь последующий теракт позиционировался, как ответ Донни Трампу на перенос американского посольства в Иерусалим.
В 14:20 террористы спешились около комплекса и в последующие 10 минут их количество сократилось с 5 человек до 4-х. И дело далеко вовсе не в быстрой реакции местного ЧОПа. Один из нападавших просто незаметно проник внутрь периметра и взорвал себя рядом с рестораном Secret Garden. После взрыва коллеги новоиспеченного шахида открыли огонь по охранникам отеля на парковке и принялись забрасывать их гранатами. Ворвавшись внутрь периметра они сразу же принялись расстреливать постояльцев и сотрудников из АК-47.
В этот же момент Крейгхед впервые узнает о существовании отеля DusitD2. Источником информации оказывается его знакомый, который застрял в отеле и не нашел ничего лучше, чем позвонить своему приятелю-спецназовцу. Голос из трубки сообщил:
"Крис, я нахожусь в комплексе DusitD2. Тут раздается стрельба и слышны взрывы. А я безоружный лежу на полу в офисе. Можешь чем-то помочь?”.
Вероятно, бедолага хотел, чтобы Кристиан скорее подключил к делу своих знакомых из кенийского контртеррора. Но оператор SAS воспринял просьбу буквально. Даже слишком буквально. А именно: забросил в багажник винтовку L119A2, пистолет Glock, броник с разгрузкой и, давя газ, в пол погнал в отель.
Добравшись до здания, Крис первым делом видит горящую парковку и слышит женские крики, которые через несколько секунд прерываются выстрелами.
Чего оператор SAS не видит, так это кенийского спецназа, который пока только выехал к месту бойни. Однако, каждая минута промедления местных силовиков - это возможность для боевиков набить ещё больше фрагов.
Поэтому Крейгхед принимает решение экипироваться и заходить в комплекс одному.
Знает ли он сколько боевиков в комплексе? - Нет.
Может ли он по ошибке обнулить работника отеля, приняв его за боевика? - Вполне вероятно.
Имеет ли он полномочия, чтобы в чужой стране размахивать стволом и шмалять в взбесившихся нигров? - Нет.
Но, как сказал позже Крис, ни у кого из кенийских силовиков не было полномочий меня остановить.
Зачищая помещение за помещением, Крейгхед вскоре наткнулся на террористов. Скорее всего у кенийских садыков, годных только на резню мирняка, не было шансов против ветерана контртеррора. После короткой стычки то ли один, то ли два боевика отправились прямым рейсом к гуриям.
К сожалению, полные подробности, что именно произошло внутри нам не известны. Причиной тому - британская армейская цензура. Которая не только запретила Крейгхэду публиковать книгу о теракте в Найроби, но и вообще крайне ограничила его в деталях, которые он может поведать публично.
Однако, у нас есть видеозаписи, снятые кенийской полицией и местными зеваками. На них видно, как Крейгхед раз за разом входил в комплекс, выводил десятки гражданских лиц и эвакуировал раненых. И возвращался обратно. Снова и снова.
Поначалу Крис действовал в одиночку, а затем, когда прибыло подкрепление, возглавил небольшую разношерстную группу из полицейских, солдат и вооруженных гражданских лиц. Двигаясь по комплексу, они постепенно освобождали постояльцев и сотрудников отеля, запершихся в своих номерах, подсобках и прочих технических помещениях.
В сумме Крис и его команда спасли около 700 человек.
А к утру следующего дня все было кончено. В ходе нападения погибли 20 граждан Кении, американец и британец из Южной Африки.
За свои заслуги Кристиан Крейгхед получил прозвище "Оби-ван Найроби", крест "За выдающиеся заслуги", а также .... токсичное отношение со стороны многих сослуживцев и начальства.
Видите ли, SAS - это больше рыцари плаща и кинжала. Их никто не видит, не слышит, но они незримо присутствуют в горячих точках и тихо делают свою работу. Многие операторы годами бегали по всяким там Иракам и Сириям, рубились с запрещенным и участвовали в гораздо более жестких прожарках. И никаких высших наград, никакого публичного признания.
А тут на сцену выбегает Крейгхед и меньше, чем за сутки становится главным постер боем британской спецслужбы и любимцем СМИ.
Дональд Трамп мацает ему руку, в нельзаграмм прибегают оружейные компании с рекламой своих изделий, а издательство заключает контракт на выпуск книгу под названием "Один человек внутри".
Вообщем в коллективе сложилась весьма паршивая атмосферка и в итоге Кристиану пришлось покинуть SAS.
Сейчас Крис занимается тем, что ведет нельзяграм, спит с наследницей британской кондитерской компании Cadbury и судится с министерством обороны за право опубликовать свои мемуары.