«Вылитый Караченцев!» — писали зрители, ностальгирующие по советскому актёру, под интервью новоиспечённой звезды российского кино Никиты Кологривого. Это было в 2023-м году, под занавес которого его уже сравнивали с ушедшим Жириновским и уехавшим Паниным. Сейчас очертания Панина вырисовываю всё четче. И хорошо бы, если бы это был не Андрей Панин. И не Михаил Ефремов. И не Владислав Галкин.
Удивительный всё-таки этот строптивый Кологривый. Все его интервью на Youtube делятся на два типа.
На первых он похож на воспитанного лабрадора - добродушную семейную собаку, которая смотрит огромными грустными всепонимающими глазами, даёт лапу и ловит одобрительный взгляд хозяина. Он цитирует Достоевского, благодарит своих преподавателей, добрым словом поминает советское кино. И всё так душевно! И сотни комментариев под видео о том, как все мы соскучились по сермяжной глубине, устав от лохматого Петрова и холёного Козловского.
В других интервью Никита Сергеевич ведёт себя как асоциальный двортерьер, пойманный за гаражами. Он брыкается и брызжет слюной, недобро облаивая всех, кто пытается вытащить у него изо рта селёдочную голову. И даже делает предупредительный кусь.
На самом деле, всё просто. Как неоформившийся подросток не может материться при родителях, легко и непринуждённо сквернословя со сверстниками, так и незрелый Кологривый ведёт себя по-разному с разными людьми. Он расслаблен и бесстрашен с теми, кто с ним на одной волне, но если его визави иерархически выше, он собран, скромен и временами заискивающ.
А вот есть ли талант в этом сибиряке — вопрос дискутабельный.
Чего скрывать, многие угодили под очарование хрипатого Кащея из «Слова пацана», который там единственный пах мужиком на фоне сладко-сливочных школьников. Но феномен зрительской популярности Кащея в кожаном пальто как раз в том, что это абсолютно его человеческая органика. Четыре съёмочных дня, несколько запоминающихся реплик, растащенных на мемы — и вот он уже за всю улицу стоит и даже вошедшего не в ту дверь Киркорова заменяет.
Почему так раздосадовал Кологривого успех «Слова пацана»? Потому что наснимался он на 60 никому не нужных ролей, а мощное промо сериала вытолкнуло его из киношных низин на потребу зрительского обожания только сейчас. А ведь ему и напрягаться особо не пришлось!
Кстати, кто-то видел другие роли Кологривого? Такие, чтоб можно было по-настоящему прощупать его актёрский талант со способностью к глубокому и проработанному перевоплощению?
Его Емеля из «По щучьему велению» слишком сказочный и карикатурный, чтоб предъявлять к нему претензии. Примерно как и трогательный Гера из антиутопичных «Двух холмов». «Чёрная весна», «Макс и Гусь», «Жиза», «Оффлайн», «Жизнь по вызову» — всё тот же вайб неуправляемого подростка-переростка, который не знает как жить эту жизнь, поэтому скользит по лезвию, ловко уворачиваясь то от полиции, то от братвы.
Справедливости ради, в сериалах с Прилучным Кологривый играет и за себя, и за того парня. В смысле, за Прилучного, который во всех экранных воплощениях будто только что от косметолога и стоматолога, которые велели ему два часа не кушать, не открывать широко рот и не шевелить бровями.
Своей популярностью Кологривый обязан, конечно, своей «трушной» (как любит говорить Ксения Собчак) органике. Такой гоп-стопной пацанской харизме, выточенной в сибирских дворах и подворотнях. Без гламурного напыления, которым переливаются многие его популярные коллеги с грамотными пиарщиками.
Никита - он непричёсанный во всех смыслах этого слова (зато с кудрями и ресницами, которым легко позавидуют многие женщины). Когда есть, от чего отталкиваться и на что опираться, выстраивая образ в кино - это уже ценно. И есть ли при этом талант и широкий актёрский диапазон, уже не так важно. Потому что всегда найдётся роль, которую он сыграет так, как не сыграет никто другой.