Найти тему
Школьница-надомница

Мои страхи при перводе ребенка на семейное обучение и онлайн образование.

Оглавление
Новые шаги всем делать страшно, но мы решили быть смелыми.
Новые шаги всем делать страшно, но мы решили быть смелыми.

Когда встает проблема найти замену школьному образованию, множество вопросов появляется в голове.

Сначала сложно представить себе, как это вообще возможно – не ходить в школу? О причинах нашего решения об уходе в онлайн образование я уже писала.Теперь прошло пол года, как моя дочь перешла на семейную систему обучения, занимается дома на платформе одной из популярных интернет-школ. В статье я опишу, какие страхи меня одолевали в самом начале и как сейчас все постепенно разъяснилось.

Страх 1: Темы уроков будут раскрыты как-то поверхностно, не будут закрепляться сразу выполнением заданий, как в классной работе в школе.

Ответ. На самом деле темы в видеоуроках нашей онлайн школы раскрываются полно, развернуто, красочно. Я провела много времени, пересмотрела их великое множество вместе с Софией, еще когда она училась в обычной школе и смотрела их дома из библиотеки видеоуроков. Сам урок состоит из отдельных видеофрагментов, где преподаватель пошагово все подробно объясняет. Каждый фрагмент объяснения новой темы сразу закрепляется промежуточными тестами. В конце урока есть видеоконсультация, где снова разбирают, как правильно выполнять задания,упражнения, решать задачи, примеры, уравнения. По точным предметам все числовые расчеты крупно пишутся маркером с трансляцией прямо на экран. По гуманитарным объяснения часто сопровождаются красочными презентациями, портретами, иллюстрациями и т.д. Слушать уроки по истории и литературе для меня лично – вообще отдельное удовольствие!

Страх 2: Урок окажется просто просмотром видео и ничего не отложится в голове.

Ответ. Поначалу дочь просто слушала видео-разборы и делала промежуточные тесты и тренажеры. Потом выполняла д/з в тетради или электронным тестом ( в разных уроках по-разному). Потом мы решили писать в тетради и “Классную работу”, т.е. все разборы задач и примеров из новой темы она тоже переписывает в тетрадь, нажимая видео на “стоп”. Так же и все правила, определения, даты. Просто просмотра видеоурока и выполнения тестов, на мой взгляд, недостаточно. То есть класса нет, а классная работа у нас есть. Это существенно удлинило процесс, но зато углубило. Хорошо, когда есть толстая тетрадь и в ней и теория, и разборы, и решения по каждой теме. Бумажных учебников у нас нет, экспериментируем пока без них. Есть онлайн учебники в библиотеке интернет-школы.

Страх 3: Без работы с учебником потеряется навык работы с текстом: читать, анализировать, выделять главное, запоминать и пересказывать прочитанное.

freepik.com
freepik.com

Ответ. Под каждым видео фрагментом есть текстовый вариант урока, где все озвученное написано текстом. Все формулы, примеры, задачи и определения можно переписывать и оттуда. Но у дочери этот формат не популярен. Работать с текстом мы не любим. Порой она прочитывает текст не раз, пока увидит нужное определение или формулу. Из чего я делаю вывод, что да, действительно, работа с текстом у нас “поплыла” и задумываюсь о том, чтобы хотя бы по основным предметам купить бумажные учебники.

Страх 4: Д/з в виде тестов снизит уровень развития речи, способность формулировать мысли, составлять связные развернутые ответы.

Ответ. На самом деле домашки в виде тестов в онлайн занятиях составляют примерно 30% от основной массы. Остальное – письменные работы в тетради (или на распечатываемых бланках интернет школы), где надо либо ответить на вопросы, либо высказать свое отношение, свои мысли, либо составить таблицу и так далее. Они проверяются учителем с комментариями, почему снижена оценка.

Помню, что и в обычной школе Софии, начиная с первого класса, тоже частенько задавали проходить тесты на разных электронных обучающих ресурсах (от логинов и паролей лично у нас была “кругом голова”). Пока с речью и мыслями все нормально, словарный запас приличный.

Страх 5: Д/з будет списано или скачано из интернета

Ответ. С этим все очень строго. В нашей онлайн школе все письменные ответы проверяются на плагиат. Подсунуть вместо своего сочинения скачанное не получится. Работу вернут на доработку и в чате учитель вежливо попросит переписать, потому что текст не уникальный.

В традиционной школе внимания оригинальности и уникальности текста в письменных работах уделяется, мне кажется, гораздо меньше. Вполне прокатывали рефераты, целиком скачанные из интернета. А списать школьную домашку с ГДЗ – это же классика. А в интернет-школе домашние задания другие, так что ГДЗ вообще не задействуешь.

Так что желающим списать и ищущим легких путей в учебе в нашей школе придется нелегко.

Страх 6: Домашние работы будут делаться родителями вместо детей.

freepik.com
freepik.com

Здесь онлайн школа ничем не отличается от обычной – если родителям оценки важнее знаний, они будут выполнять д/з вместо ребенка и получать свои липовые пятерки.

Только семейное обучение – это прежде всего про то, что ты в полной мере осознаешь свою ответственность за образование своего ребенка. И теперь только ты отвечаешь, научился ли он самостоятельно мыслить, формулировать, анализировать, запоминать и не бояться выражать собственное мнение. Поэтому и нет смысла делать все домашки вместо своего ребенка.

С выполнением д/з – вообще целая отдельная тема. Ведь помогать иногда нужно? Проверить выполнение можно? Где грань между “помогать” и “делать вместо”? Каждый определяет для себя сам.

Тут сразу встает вопрос: для чего вы переводились из обычной школы на семейное образование? Чтобы процесс обучения был интереснее, глубже, результативнее? Тогда нет смысла скачивать, списывать, делать домашнее задание вместо ребенка.

Страх 7: Отсутствие конкуренции с другими учениками в ходе сравнения своих и чужих результатов обучения приведет к расслабленности. Ребенок перестанет стараться.

Ответ. Ну, это очень спорный вопрос для меня. Сравнивать разных детей и результаты их деятельности – это просто неправильно. У всех разные способности и наклонности, темперамент и внутрисемейная обстановка.

Мне нравится фраза, что сравнивать себя нужно только с собой вчерашним. Добился ли ты чего-то? Научился ли чему-то новому? Стал ли ты сегодняшний лучше себя вчерашнего? Вот эту мысль неплохо бы донести до детей. Стараться будет любой ребенок и без конкуренции. Просто нужна искренняя заинтересованность в его делах с нашей стороны. Искренняя радость и сопереживание. И понимание общей ответственности за свое образование.

Страх 8: При отсутствии у дочери уроков физкультуры все наши занятия спортом сойдут на “нет”.

Ответ. Это тоже наша ответственность, уроков физры-то нет. То есть в нашей интернет-школе они есть, и там тоже надо отрабатывать нормативы, но это не из-под палки, а по желанию. Летом, конечно, в нашей жизни есть и велосипед и бадминтон, зимой – коньки и лыжи, но гораздо реже.

Сейчас София ходит на танцы 2 раза в неделю и отдельно берет уроки акробатики с тренером тоже 2 раза в неделю, потому что девчонки в танцевальной группе очень сильные. Дочери хочется поскорее достигнуть их уровня, чтобы вместе с ними ездить на конкурсы. И это наконец-то тот случай, когда мне не приходится упрашивать, заставлять или напоминать, аллилуйя!

В заключение скажу, что я тоже живой и сомневающийся человек, переход детей на семейную форму обучения был взвешенным и сто раз обдуманным решением. Вот такие у меня были страхи и переживания, и вот такие ответы и решения мы для себя нашли. Подписывайтесь на канал, хочу прочесть ваши комментарии и советы!