Как поспорили Игорь Юрьевич с Игорем Юрьевичем, а Игорь Витальевич смолчал
Вечером 19 марта небольшая группка чиновников обсудила у главы РМ Артема Здунова планы на дорожный ремонт в текущем сезоне в городском округе Саранск. ДЕНИС ТЮРКИН присутствовал на этом совещании, которое рискует стать печально историческим.
Буквально неделю назад я побеспокоил пресс-службу саранской администрации просьбой предоставить список дорог, которые будут ремонтироваться в городе в этом году в рамках нацпроекта БКД и с финансированием из дорожного фонда. «Планы пока не сформированы, когда будут — неизвестно», — было мне ответом. И вот, как трещина на свежем асфальте, новость о том, что 19 марта саранский мэр Игорь Асабин выступит перед Артемом Здуновым с докладом о тех самых планах.
На совещание в Белый дом пришла небольшая группка чиновников. Господин Асабин сидел в окружении первого зампреда Правительства РМ Игоря Витальевича Фрейдина, курирующего дорожную отрасль региона, и председателя госкомтранса РМ Валерия Алексеевича Кандрина. И Фрейдин, и Кандрин, кажется, выступали тут в качестве группы мэрской поддержки. Каждый готовился подставить свое плечо (но так и не подставил). Первый был как бы над схваткой, а второй отвечал за Упрдор РМ, у которого, скажу вам, дела идут неплохо: аукционов на ремонт дорог много, контракты заключаются, в общем, работа кипит. А вот что кипит в саранской администрации? Сейчас и узнаем.
Артем Здунов напомнил присутствующим и тем, кто забыл, что зима в городе была непростой, снежной. «Но сейчас другой вызов, — заявил глава. — Дороги разрушаются, восстанавливать их нужно немедленно».
Игорь Асабин немедленно и ответил, выкатив план, состоящий из 6 пунктов. И один пункт уже… выполнен! Когда? Как? А в 2023 году! Оказывается, тогда в Саранске в рамках БКД «опережающими темпами» (цитата) был сделан запланированный на 2024 год ремонт пяти саранских улиц (Ленина в Николаевке, Севастопольская на Химмаше и т.д.). Но, погодите, получается, что в этом году по БКД в Саранске ничего делать не будут? Игорь Асабин не останавливался, он докладывал уже по другим пунктам. Про ямочный ремонт, например. Выяснилось, что на него городу нужно 70 миллионов рублей. Один контракт на 2,7 миллиона уже заключен (он выполняется, для этого даже запустили после зимнего простоя асфальтовый завод), второй — будет скоро (объявлен аукцион на 1,7 миллиона). Шесть остальных лотов будут объявлены до 10 апреля. А сам ямочный ремонт будет сделан до 1 мая на магистральных дорогах и до 1 июня — на второстепенных. При этом в финансировании не хватает 27 миллионов рублей, но господин Асабин не унывает: он планирует получить эту сумму в качестве дополнительных доходов. Пункт следующий — нанесение разметки. Запланировано 25 миллионов рублей на эти цели, 13 из которых — на термопластик, остальное — на обычную краску. Окончание работ намечается на 10 июня, а начало — на апрель, когда будет тепло. Здунов попросил: надо сдвинуть на ранние сроки эти работы и делать их в ночное время. Асабин ответил: «хорошо».
Во время выступления мэра на большом экране транслировались городские схемы. Вот показали карту, на которой чуть ли не все улицы были окрашены в зеленый. Оказалось, это карта гарантийного ремонта (124 км, 159 участков). То есть за последние 5 лет там появлялась дорожная техника и объекты находятся на гарантии. С одной стороны новость-то вроде хорошая: ремонт по гарантии, не на средства налогоплательщиков, и не везде, конечно. Но с другой… Это что ж получается, у нас так много проблем на только отремонтированных участках?! Глупый вопрос: проблем хватает! Выбоины появились даже на отремонтированной в прошлом сезоне «опережающими темпами» улице Ленина в Николаевке, что уж говорить про объекты прежних лет (вроде Ботевградского моста, улиц Титова, Коммунистической и так далее, и тому подобное).
Пункт следующий, о котором вещал Игорь Асабин, был затронут вскользь: это так называемое новое строительство. Здесь все пока хорошо и все понятно: на улице Пролетарской строят дорогу с путепроводом, на Химмаше возле «Леруа» строят целую сеть внутриквартальных дорог.
Наконец, речь зашла о ремонте, выполняемом засчет субсидии из республиканского дорожного фонда. За последние годы мы привыкли, что число улиц, на которых восстанавливают покрытие, приближается к двум десяткам. Например, в 2022 году их было 16, в 2023 — 20. А в этом будет всего 11 (смотрите таблицу). Общая протяженность — 5 км, выделяемые средства — около 220 миллионов рублей. Обратим внимание на улицу Гагарина. Действительно, она давно просит, чтоб ее привели в порядок. Но неужели участок от Васенко до Полежаева находится в лучшем состоянии, чем отрезок от Полежаева до Коммунистической? Исходя из представленного плана — да. Улицу Мичурина почему-то отремонтируют лишь от Гагарина до Филатова. А 130-метровый кусок от Гагарина до Лазо? Его на сладкое оставили? И когда наступит его черед? То, что возьмутся за ремонт улицы Васенко — это прекрасно. Но стоит напомнить, что там проезжую часть восстанавливали в 2017 году специалисты компании МДС. И так восстановили, что выбоины стали появляться уже в 2018 году…
А вот, например, улица Пушкина на Светотехстрое (реконструкция на участке от Воинова до Лусс прошла в 2015 году, но ямы стали появляться быстро). Ее вспомнил первый заместитель руководителя администрации РМ Игорь Юрьевич Датков, взявший слово после Игоря Асабина, тоже, заметьте, Юрьевича. «Почти все дороги в городе находятся в ненормативном состоянии, — отрезал Датков. — Яркий пример — Пушкина, Кутузова, но они не стоят в плане на ремонт… Вот вы говорите про ямочный ремонт и асфальтовый завод, который только заработал. Понимаю желание коллег не связываться с холодным асфальтом. Но сколько исков мы получим от автолюбителей, пока ждем горячего асфальта? Может, начинать ремонт нужно раньше?» Игорь Юрьевич Асабин пытался что-то ответить Игорю Юрьевичу Даткову, но получилось не очень.
Игоря Юрьевича (Даткова, а не Асабина) поддержал руководитель ЦУР РМ (принимает обращения граждан) Андрей Барашихин. «Очень большое число дорог в городском округе находится в критическом состоянии, — заявил он. — Косарева, Республиканская — там ездить вообще невозможно. Когда городская администрация строит планы, пусть говорит о конкретных сроках проведения ремонта. Иначе будет очень плохой резонанс в обществе».
О плохом информационном сопровождении дорожных проектов со стороны саранской администрации говорила и руководитель пресс-службы главы РМ Елена Башкирцева. «Вот начали ремонтировать на днях Химмашевский мост, — вспомнила она. — Заявили о конкретных сроках, но они не были выдержаны. Люди смотрят — рабочих на объекте нет. Объяснений со стороны администрации нет. Люди хотели понять, почему не сделали, когда обещали. Я посмотрела, у нас 500 обращений с начала года по дорогам. Люди сами подсказывают, где нужно скорее ремонтировать. Люди хотят конкретики. В аккаунтах мэра и администрации можно и нужно принимать такие обращения».
Короче, все всё понимают. И видят. Но получается почему-то так, как получилось. И по БКД в этом году в Саранске ничего не ремонтировать не будут. Точка.
Ремонт дорог в ГО Саранск за счет субсидии из дорожного фонда РМ
Гагарина от Полежаева до Коммунистической;
Гагарина от Невского до Ульянова;
Косарева от Волгоградской до проспекта 70 лет Октября;
Васенко от Титова до Ботевградской;
Лямбирское шоссе от Победы до АЗС «Татнефть»;
Кооперативная в Николаевке от Ленина до Железнодорожной;
Рабочая в поселке Полянки от Полянской школы до ж/д станции «Полянки»;
проезд Жуковского от Большевистской до проспекта Ленина;
Мичурина от Гагарина до Филатова;
Докучаева от Зеленой до Гончарова;
подход к Чекаевскому мосту от улицы Пушкина.