В любом эпическом фэнтези есть могущественные волшебники. Конечно, их сложно сравнить между собой, потому что магические законы могут отличаться. Еще более сложно охватить все фэнтези от и до. Поэтому для сегодняшнего топа у меня будут вот какие критерии:
- топ на основе прочитанного;
- по одному магу от цикла;
- божественные сущности исключаются - они по умолчанию владеют магией других порядков. Так что Майяра милиции
ПеГэндальфа я отсеиваю, хотя он мне очень нравится.
Места в топе я не распределяю, нумерация по алфавиту, для удобства. Поехали!)
1. Быстрый Бен ("Малазанская книга павших", С. Эриксон)
В Малазане система магии строится на использовании Путей. Они созданы из крови Старшего бога К'рула. Путь - это пространственно-временная область, откуда можно черпать силу для заклинаний (Омтоз Феллак - лед, Телас - огонь, Меанас - тень и т.д.). Большинство магов рождаются с врожденным даром открывать один-два Пути, лишь немногие могут использовать несколько Путей.
В этом цикле богом может стать каждый - нужно пройти через Восхождение и обзавестись верующими (чем больше, тем лучше). Взошедшие очень сильны (ближайший аналог - полубоги), поэтому я отсеиваю, например, Аномандра Рейка, который уже в первых главах не испугался вступить в бой с несколькими высшими магами Малазанской империи. Примерно сопоставимы и дети богов, вроде Госпожи Зависть.
Из сильных магов, которые пока не стали Взошедшими, я выбираю Быстрого Бена. Он появляется на первых страницах как обычный взводный маг, и его настоящий уровень раскрывается постепенно. Быстрый Бен - уникум, владеющий 12 Путями, причем одновременно он может использовать сразу 7 из них. Например, у Тайшренна, занимающего пост Верховного мага Малазанской империи, только 5 Путей ("только" - это по сравнению с Беном, потому что для подавляющего большинства 5 Путей - очень и очень круто).
2. Вильгефорц ("Ведьмак", А. Сапковский)
Из всех магов в мире "Ведьмака" я выбираю Вильгефорца. Во-первых, он невероятно талантлив - это признает сама Йеннифер. Во-вторых, он готов впитывать любые знания: до поступления в магическую школу Вильгефорц учился у друидов и был наемником, причем достиг такого успеха, что победил Геральта один на один. Среди магов Вильгефорц тоже времени зря не терял: он молод, даже по волшебным меркам, но уже член Капитула.
Уровень его боевых способностей показывает победа над Йеннифер в Седниной бездне и командование чародеями в Содденской битве. Еще можно отметить мощное заклинание регенерации, которое позволило Вильгефорцу восстановить сильно обгоревшее в Танедде тело - даже глаз. Такого не смог повторить никто.
Кто мог бы поспорить с Вильгефорцем? Пожалуй, это Тиссая де Врие, одна из старейших, сильнейших и наиболее уважаемых чародеек. Если считать, что с возрастом магические навыки растут, Тиссая выглядит очень опасной. Это доказывают события Танеддского бунта, когда она развеяла считавшие неснимаемыми защитные чары, наложенные на дворец Гарштанг. Еще одна чародейка, которую многие боялись - Шеала де Тансервилль. Когда она брала слово на заседаниях Ложи, все тут же замолкали - вероятно, это намек на немалую силу.
3. Гай Секстус ("Кодекс Алеры", Д. Батчер)
В Алере природу населяют духи стихий (земли, воды, огня, воздуха, металла и дерева) - фурии. Некоторые из них маленькие, их невозможно увидеть, а другие достаточно могущественны, чтобы проявиться в какой-нибудь звериной форме, когда их призывают. Заклинать фурий в Алере умеют все, но особенно хороши Верховные лорды и их семьи.
Самый могущественный заклинатель Алеры - Гай Секстус, правитель Алеранской империи. Ему подчиняются сотни фурий. Гай Секстус управляет ветрами, призывает молнии по своему желанию, отправляет сообщения по всем рекам Алеры и даже усмиряет бури на другом конце континента.
Гай Секстус настолько силен, что может подчинять Великих фурий - стихийные силы огромной мощи, скрытые в спящих вулканах. Извержения оставляют выжженную, потрескавшуюся землю на десятки миль в поперечнике.
4. Госпожа ("Черный Отряд", Г. Кук)
Обычно самым сильным магом этого цикла называют мужа Госпожи - Властелина. Это величайший злодей в истории северного континента, контролировавший свою империю с помощью террора, пыток и казней. Властелин подчинил десять самых могущественных магов, которые стали известны как Взятые. Повстанцы кое-как сбросили Властелина с трона (ценой больших жертв), причем уничтожить его до конца не удалось - только погрузить в колдовской сон вместе с ближайшими сподвижниками и демонами. Даже после этого Властелина до ужаса боятся, и на границе зоны сна дежурит стража.
Почему я все же думаю, что Госпожа сильнее?
- Во-первых, Властелин так и не провел над ней ритуал Взятия - вполне возможно, боялся последствий.
- Во-вторых, Госпожа могла провести Взятие (наглядно показано в первой книге), но при Властелине этим не занималась. Получается, ей для увеличения собственной мощи не были нужны рабы-колдуны, а Властелин завербовал целый десяток.
- В-третьих, Госпожа смогла освободиться от сна (в отличие от Властелина) и вернула власть над империей. Взятые выбрались следом, согласившись подчиняться без дополнительных ритуалов. Можно подумать, что Госпожа просто использовала повстанцев, чтобы избавиться от Властелина чужими руками.
5. Карсус ("Забытые королевства")
"Забытые королевства" - это вселенная, созданная на основе настольной игры Dungeons & Dragons (ДнД). Она известна по книгам Р. Сальваторе, Э. Гринвуда, Р.Л. Байерса и др. Конечно же, там хватает сильных магов, в прошлом году я даже составил небольшой рейтинг:
Среди всех магов именно "Забытых королевств" я бы выделил Эльминстера и Карсуса. Эд Гринвуд, создатель "Забытых королевств" и автор цикла "Эльминстер", отмечает у своего героя следующие сильные стороны: гибкость, обширная практика, большой боевой опыт и заклинательское мастерство. Также нельзя забывать, что Эльминстер - любимый Избранный богини магии Мистры. Благодаря всему этому Гринвуд ставит Эльминстера выше, чем Ларлок Король Теней, Хелбен Черный Посох, Громф Бэнр, Халастер, Симбул и Сзасс Тэм.
Чем может удивить Карсус? Он скастовал свое первое заклинание в 2 года, а в 22 стал самым молодым магом, создавшим летающий город. Но главное - это единственный волшебник, который сумел наложить заклинание 12 уровня на богиню магии и заполучить власть над всей магией. Правда, удержать такую силу не смог. Если уж Карсус одолел богиню, то Эльминстера тоже должен победить.
Раньше тут был Векна, но по итогам обсуждения в комментах я его убрал, потому что в "Забытые королевства" Векну добавили уже в божественном статусе, а изначально этот могущественный архилич родом из другого сеттинга ДнД - Грейхок.
6. Келлхус ("Второй Апокалипсис", Р. Скотт Бэккер)
В мире Эарвы существует тайная секта дуниан, которая пытается воспитать сверхлюдей при помощи селекции и постоянного самосовершенствования. Келлхус - это оказавшийся в человеческом мире продукт тысячелетней программы, на полную катушку использующий свои способности (ум, скорость, регенерацию, убеждение и т.д.) для подчинения всех окружающих.
Самая сложная и могущественная школа магии в Эарве - Гнозис. Гностическая магия основана на логике, а мастерство зависит от уровня интеллекта. Келлхус (как самый умный) овладевает Гнозисом в рекордно короткие сроки и затем пачками валит противников из других школ. Учитель Келлхуса впервые видит такой быстрый рост скиллов и считает, что Келлхусу нет равных даже среди более опытных последователей Гнозиса.
7. Ракот ("Миры Упорядоченного", Н. Перумов)
В "Гибели богов" (первая книга цикла) иерархия волшебных сущностей упрощенно выглядит так: боги, Истинные маги и все остальные. Истинные маги рождаются в потоках колдовской силы, которые пронизывают Вселенную - Упорядоченное. Чтобы получить энергию для заклинаний, Истинный маг поворачивают миры вокруг своей оси, а остатками этого поворота пользуются простые чародеи.
Самый могущественный Истинный маг, лидер текущего поколения - Мерлин. Но у него есть конкурент - Ракот Повелитель Тьмы. Ракоту удалось подчинить один из трех источников магии всего Упорядоченного - Кипящий Котел (два других остались за богами). Ракот потратил много энергии Котла на создание огромных армий, но все равно на пике был настолько силен, что осаждал всех Истинных магов в их замке (вместе с Мерлином) и даже бросил вызов богам. Здесь нашла коса на камень - у богов сил больше.
Собственно, весь цикл - это история о том, как два мага, сильномогучий Ракот и хитроумный Хедин, нагибают Упорядоченное и получают в ответ :)
8. Рейстлин ("Сага о Копье", М. Уэйс, Т. Хикмэн)
Один из самых популярных магов всех времен и народов. В нашей стране большую известность приобрел после мюзикла "Последнее Испытание" (многие мои друзья книг не читали, но Рейстлина знают по мюзиклу).
По внутренней хронологии первая книга про Рейста - "Кузница души". Мы знакомимся с хилым мальчиком, который любит фокусы и с помощью магии хочет стать великим. На дороге к вершинам власти он не останавливается ни перед чем: получает неизлечимую болезнь, рискует своей жизнью, не говоря уже о жизнях тысяч других людей, включая собственного брата.
Рейстлин поднимается все выше и выше, пока до статуса бога не остался всего один шаг. В одном из вариантов будущего он сделал этот шаг и победил всех богов, заняв их место. Главный конкурент Рейста - могущественный чернокнижник Фистандантилус, но тут уж я спойлерить не буду :)
9. Ричард Рал ("Меч Истины", Т. Гудкайнд)
В этом цикле существуют два вида магии - Приращение и Ущерб. Магия Приращения способна изменять окружающие вещи или создавать новые (например, зажигать огонь, перемещать предметы, исцелять). Магия Ущерба направлена только на полное уничтожение объектов.
Ричард - первый боевой чародей за несколько тысячелетий, который использует обе стороны магии. Боевые чародеи могут делать практически все со своей силой, поэтому потенциал Ричарда гораздо выше, чем у остальных. Например, ему ничего не стоит разрушить дворец, защищенный заклинаниями, которые до этого никто не мог снять.
Кто мог бы составить конкуренцию Ричарду? Барах - боевой чародей, который жил за 3000 лет до событий книг и устроил так, чтобы в случае появления сноходца (Джеганя) родился бы и новый боевой чародей (Ричард). Еще был Меррит - создатель Меча Истины, д'харианской связи с магистром Ралом и мощного заклинания, запечатавшего в дикой пустоши могущественного волшебника Сулахана вместе с его армией. Но про Бараха и Меррита в книгах совсем мало, так что я выбираю Ричарда.
10. Сетра Лавоуд ("Драгейра", С. Браст)
В Драгейре императорская власть основана на могущественном артефакте - Державе. Все граждане Империи клянутся на верность императрице, после чего получают доступ к Державе и возможность творить магию. Конечно, при таком раскладе самой сильной можно было бы считать саму императрицу Зерику - если бы не Сетра из вымершего рода Лавоудов.
Сетра - нежить, вампир. По слухам, ее возраст составляет около 10 000 лет, но на самом деле она гораздо старше - старше самой Империи, поэтому не зависит от Державы. Магическая сила Сетры настолько велика, что с ней практически никто не связывается, а ее имя называют шепотом. Не самых умных драгейриан, рискнувших бросить вызов Сетре и отправиться к ней домой, на гору Тсер, больше никто не видел.
Сетра владеет демоническим оружием Морганти - кинжалом Ледяное пламя. Морганти - это разумное оружие, которое может общаться с владельцем, подстраивает форму под его нужды и способно уничтожить даже бога. Между прочим, Сетре предлагали стать богиней (по ее собственным словам), но она отказалась - слишком много проблем.
Спасибо за внимание! А какие сильные волшебники запомнились вам? :)
"ПроФэнтези" в Телеграме: обзоры книг и сериалов. Добро пожаловать! :)