Найти в Дзене
Пикабу

"За двумя зайцами". Барышня уже легли и просять!

Советский художественный комедийный фильм режиссёра В. Иванова, вышедший на Киевской киностудии имени Довженко в 1961 году. Фильм поставлен по пьесе М. Старицкого, в свою очередь представляющей собой переработку комедии И. Нечуя-Левицкого «На Кожемяках».

В основу сценария фильма легла одноимённая комедийная пьеса Михаила Старицкого, написанная по мотивам драмы Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках». Сценаристу и режиссёру В. Иванову не разрешали снимать фильм до тех пор, пока он не пошёл на хитрость: подредактировал образ главного героя и сообщил, что это будет насмешка над стилягами. Тогда в СССР разворачивалась кампания по борьбе с поклонниками западного образа жизни, и чиновники от кино решили, что фильм будет "на злобу дня". Бюджет был мизерным, показ планировался только на территории Украины и снимали кино на украинском языке. Никто не ожидал такого успеха от малобюджетной комедии!

.
.

В роли Голохвастова режиссёр не видел никого, кроме знаменитого Н. Гриценко или комика Тарапуньки — Ю.Тимошенко. Тимошенко не смог на время съёмок оставить эстраду, Гриценко пригласили на зарубежные гастроли, и тогда на пробы пригласили актёра Театра русской драмы Олега Борисова.

-3

Режиссёр снимать его не хотел, заочно называя «салабоном», но, увидев Борисова в гриме и щегольском костюме, понял, что именно он должен играть модника. Манеры и стиль Голохвастова режиссёр подсмотрел у приятеля своего сына — тот носил кок, пижонские усики, модную обувь на «манке» и вел себя, что называется, с претензией.

-4

Исполнительницу роли Прони Прокоповны Маргариту Криницину успешная премьера фильма сильно огорчила. «Мам, ты там такая страшная! — сказала ей дочка, а муж вообще старался больше это кино не смотреть. В фильм она вообще попала случайно: сибирячка была уверена, что ищут украинскую актрису, и на пробы не собиралась. Режиссёр Виктор Иванов позвал её подыграть пробовавшимся на роль родителей Прони актёрам, и в результате утвердил на Проню. Помогла неудача: накануне актриса грызла орехи и сломала передний зуб, но режиссёру так понравилась щербатая улыбка Кринициной, что он даже уговорил её подождать с визитом к зубному.

-5

Как потом неоднократно говорила сама актриса, да и многие другие, эта роль сломала ей жизнь. После столь блистательной Прони, ее в других ролях просто не видели. Ей предлагали либо роли в эпизодах, либо рорли второго плана. Актриса несколько раз пробовала покончить с жизнью, но каждый раз ее спасали.

-6

Съёмки фильма проходили очень напряжённо. Режиссёр полностью "погружался" в процесс работы и требовал этого от коллег. К тому же В. Иванов был довольно темпераментным человеком и часто терял над собой контроль. Каждый день начинался "с разгона" съёмочной группы, от которой режиссёр пытался добиться безупречности в каждом эпизоде. Больше всех попадало Маргарите Криницыной. Эти съёмки стали для актрисы настоящим испытанием. Мало того, что у неё был очень сложный грим, до неузнаваемости уродовавший внешность, и ей приходилось приезжать на три часа раньше других, она терпела постоянную нервотрёпку с режиссёром. Актриса очень часто плакала, спрятавшись за декорациями.

-7

Довольно серьёзные конфликты возникали у Виктора Иванова и с Олегом Борисовым, к тому времени уже довольно известным актёром. Олег Иванович постоянно отстаивал своё право на изменение роли, ему не нравился сценарий и некоторые из режиссёрских находок. Когда снималась сцена, где Свирида Петровича перебрасывают через забор на булыжную мостовую, актёр попросил Иванова показать, как это должно выглядеть. Тот в запале показал, но приземлился неудачно, и больше Борисову рискованных сцен не предлагал. Несколько раз актёр просто срывал съёмки и однажды даже попытался официально отказаться от них, когда было уже отснято более половины фильма. Дошло до того, что режиссёр попал с гипертоническим кризом в больницу.

-8

Но происходили и забавные случаи. Например, с " пронькиным голландским" попугаем, который постоянно кричал в фильме "Химка-дура!" Вернее озвучивал попугая режиссёр, так как птица эту фразу так и не выучила. Зато в самое неподходящее время, когда на съёмочной площадке должна быть идеальная тишина, попугай вдруг начинал виртуозно ругаться матом и отдавать команды "Мотор" и "Стоп". Долго не удавался эпизод с шампанским, так как не получалась струя нужной мощности, способная облить героев. Тогда решили просверлить дно бутылки, вставить в него шланг и пустить по нему шипучее щелочное соединение. По воспоминанием актёров, это была смесь хозяйственного мыла и соды. Актер Николай Яковченко, игравший отца Прони Прокопа Серко, не услышал предупреждения, что это не шампанское, широко открыл рот и наглотался мыльно-содового раствора.

-9

Премьера киноленты состоялась в клубе железнодорожников на окраине Киева при полном аншлаге. Картина так полюбилась зрителям и пользовалась у них такой огромной популярностью, что была частично переведена на русский язык этими же актёрами (многие герои говорят на суржике) и запущена во всесоюзный прокат. А режиссёру и исполнителям главных ролей, фильм принёс не только славу, но и множество неприятностей.

Виктора Иванова ругали за вольное обращение с материалом. Так, в пьесе не было многих фраз, которые стали "крылатыми", после выхода фильма на экраны. Критики обращали внимание на "ляпы", которых зрители просто не замечали. Когда снимались сцены на Андреевском спуске, то на втором плане виднелись многоэтажки и моторные лодки. Чиновникам также не понравилась сцена, где Пронька бегает в панталонах. В общем, Виктора Михайловича внесли в "чёрный список" студии Довженко на несколько лет.

-10

Олега Борисова из-за съёмок уволили из Киевского драмтеатра им. Леси Украинки, в котором актёр прослужил более десяти лет. Скандал был грандиозным и докатился до Министерства культуры. Позже руководство театра извинилось, но актёр не простил предательства, переехал в Ленинград и устроился в БДТ. Маргарита Криницына стала заложницей образа уродливой Проньки, и главных ролей в её кинокарьере больше не было. Олег Иванович и Маргарита Васильевна после съёмок фильма стали друзьями. В 1963 году Борисов пригласил актрису на небольшую роль в свой фильм "Стежки-дорожки", в котором выступил в качестве режиссёра и исполнителя главной роли.

-11

В 1999 году рядом с Андреевской церковью и лестницей, с которой в финале фильма спускают хитрого цирюльника, был установлен памятник Проне Прокоповне и Свириду Голохвастову. Маргарите Кринициной сделали сюрприз, о котором актриса потом рассказывала: «Мне сказали, что на Подоле должны открыть памятник Голохвастову. Я ещё подумала тогда: почему только ему, ведь и Проня там — главное действующее лицо. И вот, когда меня пригласили на открытие и сдернули покрывало, я даже растерялась, — мы стояли вдвоем. От неожиданности я воскликнула: «Здравствуйте, Свириде Петровичу!. Около памятника традиционно фотографируются молодожёны и гости столицы, а части скульптур затерты до блеска «на счастье». К этому времени уже ушли из жизни Виктор Иванов и Олег Борисов, им была посмертно присвоена Государственная премия Украины, за выдающийся творческий вклад в создание фильма. Получила эту премию и Маргарита Васильевна.

-12

И я там был, в одном из моих последних посещений Киева, мы догуляли до Андреевского спуска и конечно же сфоткались у этого памятника.

В 2004 году в киевском ресторане, названном в честь фильма, состоялась знаменательная встреча трёх Пронь — Маргариты Кринициной, Тамары Яценко из знаменитого спектакля киевского Молодого театра и Аллы Пугачевой из российского новогоднего мюзикла.

Прошло много лет, с тех пор как посмотрел этот фильм. И он до сих пор остается одним из любимых. Прекрасные актеры, виды Киева, шикарные фразы, которые мы периодически используем...

Я думала, то у вас в груди шкварчит, а то шкварчала ваша папироса!

Дайте мне его хоть за горло подержать!

И Борисов в роли цирюльника ничуть не хуже, чем в роли Джона Сильвера... Борисов вообще практически всегда шикарен...

-13

А песня про канареечку... Это ж ухх!

Пост автора Bloodxao.

Комментарии