Американский дипломат Аллен Уэлш Даллес обладал незаурядной способностью проводить сложнейшие разведывательные операции и добывать чрезвычайно полезную для своей страны информацию. Естественно, он сам и его деятельность были строго засекречены. Но скрыть абсолютно всё невозможно, и многое тайное со временем становится явным (в основном благодаря журналистам).
Из того, что стало известным, особый интерес вызывает многолетняя негласная дружба Аллена Даллеса с Вернером Гейзенбергом, немецким физиком, лауреатом Нобелевской премии, философом, руководителем проекта создания атомной бомбы в фашистской Германии.
Лёгких путей в своей внешнеполитической деятельности Даллес не искал.
.После окончания Принстонского университета в 1914 г. работал школьным учителем в Индии и Китае (где якобы изучал секреты английской разведки).
В 1915 г. вернулся в США. Поступив на дипломатическую службу, занимал различные должности в Вене, Берне, Берлине и Константинополе (Стамбуле)
В декабре 1918 года, на Парижской мирной конференции участвовал в разработке Версальского договора. Непосредственно занимался той его частью, в которой планировался территориальный передел мира и по замыслу устроителей конференции закладывались основы политики, направленной как против побежденных государств, так и против Советской России и мирового революционно-освободительного движения.
В 1922 г. Даллес занял предложенный ему пост главы отдела Ближнего Востока в Государственном департаменте США и параллельно с целью повышения квалификации приступил к изучению права в Университете Джорджа Вашингтона.
Два ярых антикоммуниста, конечно же, должны были встретиться. (Вероятнее, всего,это произошло в 1922г.). Даллес имел реальный вес в финансовых и политических кругах, а Гейзенберг, молодой талантливый учёный, «автор» новой стратегии борьбы с материализмом, нуждался в мощной и всесторонней поддержке.
В.И. Ленина тревожила возросшая опасность идеологического противостояния. В марте в своей статье «О значении воинствующего материализма» он предупреждал партию о том, что крутая ломка естествознания новейшими научными теориями и гипотезами породила целый ряд антимарксистских философских школ и что научный материализм без серьёзного философского обоснования не выдержит борьбы с реакционными идеями и буржуазным миропониманием. (Это и замыслил Гейзенберг!)
После удачно завершившейся встречи с Даллесом Гейзенберг в 1922 г. начал регулярно посещать столицу Дании, где работал и жил лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор. Учёные детально обсуждали результаты экспериментов, подтверждающих «истинность» научной гипотезы, названной впоследствии «копенгагенской интерпретацией квантовой механики». Она, как несколько позже писал Гейзенберг, «…далеко увела физиков от простых материалистических воззрений, господствующих в естествознании XIX столетия» [Гейзенберг В. Физика и философия, М., Наука, 1989, с. 77].
В 1926 г., когда до выдвижения и защиты гипотезы оставалось примерно около года, было принято решение созвать в конце октября 1927 г. V Сольвеевский конгресс по физике в Брюсселе
И в 1926 году по непонятным для многих причинам Даллес оставил престижную дипломатическую службу и стал специализироваться на оказании юридических услуг в фирме "Салливан и Кромвель". В ней его старший брат Джон занимал один из руководящих постов. (Кстати, фирма кроме всего прочего помогала Германии наращивать вооружения).
В фирме Даллеса ценили не за юридические подвиги, а за отличное знание механизмов государственного управления и умение продавливать интересы клиентов на самом высоком уровне. Но и связи с Госдепом он не порывал и периодически выполнял отдельные дипломатические поручения. Так, с марта 1927 г. НАКАНУНЕ ПРОВЕДЕНИЯ V Сольвеевского конгресса Гейзенберг почти полгода провёл в Европе на должности советника по юридическим вопросам на Женевской конференции по военно-морскому вооружению. [https://www.syl.ru/article/419747/allen-dalles-biografiya-semya-karera?ysclid=ltlkrj6j9u540828772]. (Этот факт является неоспоримым свидетельством того, что замысел Гейзенберга был сразу же положительно оценен и одобрен руководством США!).
Пока В. Гейзенберг и Н. Бор дорабатывали идеалистическую интерпретацию квантовой механики, нацеленную на опровержение научного представления о ненавистном материализме, Даллес в Европе решал важные вопросы подготовки и проведения V Сольвеевского конгресса. встречаясь с нужными влиятельными государственными деятелями и всемирно известными учёными – физиками и химиками.
О том, насколько огромными были затраты сил и средств на подготовку и проведение конгресса, окончательно выяснилось после его завершения. Принятие «копенгагенской интерпретации квантовой механики», её широкая популяризация и расстановка в шести городах Европы на обещанные высокие посты её авторов и «сторонников» были великолепно организованы и щедро оплачены. Мировым центром квантовой физики стал Институт Бора. А поскольку Эйнштейн имел «особое мнение», то Институт теоретической физики им. Кайзера Вильгельма, где он был директором, числился только на бумаге.
Конечно же, кроме Даллеса, оказавшегося в нужное время и в нужном месте (в период полугодового пребывания в Европе накануне V Сольвеевского конгресса) эту сложнейшую операцию кто-либо другой вряд ли бы совершил.
Что конгресс был заранее запланированным фарсом, свидетельствуют факты, приведенные в книге «Квант. Эйнштейн, Бор и великий спор о природе реальности» (Издатель Corpus, Москва, 2013) английского журналиста, физика и философа Кумара Манжита, изучавшего не только протоколы заседаний конгресса но и некоторые другие значимые документы.
Вот только два из названных К. Манжитом факта:
- Авторы «новой теории», защищая её, приводили голословные, противоречащие даже элементарной логике, доводы;
- 28 человек (один Эйнштейн не согласился с мнением большинства) приняли никому не понятную, кроме авторов, копенгагенскую интерпретацию квантовой механики, признав её «достаточно обоснованной»(?). [«Сколько человек нужно, чтобы изменить мир». https://paradoxov.livejournal.com/198451.html]. «Мы смогли разобраться во всем и получить при этом полностью согласованную картину”, – вспоминал Гейзенберг много лет спустя. Когда у него спросили, кого он понимает под словом “мы”, Гейзенберг ответил: “Я могу сказать, что в то время это фактически были только Бор, Паули и я сам”;
[ litmir.club›br/?b=270042&p=72 "Квант. Эйнштейн, Бор и великий спор о природе..."]
Из науки бесцеремонно было изгнано якобы ошибочное представление о материализме, в результате чего марксизм-ленинизм лишился своей идеологической основы – ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. А вСССР постепенно произошла «мирная» замена общественного материалистического мировоззрения идеалистическим. Добрые отношения между людьми (человек человеку друг, товарищ и брат) переросли в межличностную вражду (человек человеку волк), что и стало причиной развала великой страны. (Несколько подробнее о МИРОВОЗЗРЕНИИ сказано в одноимённой статье, размещённой на канале «В новый СССР. Дзен»).
Реализация плана Гейзенберга была задержана Второй мировой войной. Даллес перешёл на работу в Управление стратегических служб (прообраз ЦРУ) и в 1942 - 1945 годы руководил разведывательным центром в Берне. За это время он умудрился завербовать каждого 10-го сотрудника абвера и даже их начальника адмирала Вильгельма Канариса(!). В поле зрения Даллеса был и Гейзенберг, возглавлявший работы по созданию атомного оружия для Третьего рейха.
Для быстрого сбора информации о тайном немецком ядерном проекте американские спецслужбы создали секретное подразделение «Алсос», действовавшее с 1942 по 1945 гг. В конце августа 1944 г. оно вместе с передовыми войсковыми частями США вошло в Париж, а затем через Страсбург – в Германию.
В мае – июне 1945 г. в результате осуществления операции «Эпсилон» были найдены документы и оборудование, а также взяты в плен разработчики ядерного оружия (десять физиков-ядерщиков, включая, их руководителя Гейзенберга, задержал которого лично Даллес).
Во избежание возможного преследования физиков как военных преступников, их переправили в английский городок Фарм-Холл. Там с 3 июля 1945 по 3 января 1946 г. пленных содержали в полной изоляции. Все их разговоры прослушивались и записывались (причём им было приказано осуждать Гейзенберга за никчемное руководство работой над атомным проектом).
Американцы, всеми силами форсировавшие разработку атомного оружия (Манхэттенский проект), приняли решение использовать Гейзенберга на более важном направлении борьбы с коммунизмом – на продолжении реализации его плана, направленного на разрушение общественного сознания советских людей и утрату ими чувства общности. Его оставили в Западной Германии (ФРГ).
Даллес, будучи мастером «тайных войн», тщательно скрывал причастность американских спецслужб к осуществлению этого диверсионного идеологического замысла. Чтобы ни у кого не возник вопрос: «почему лучший немецкий физик-атомщик, лауреат Нобелевской премии, не принял участия в Манхэттенском проекте?», была разработана подкреплённая необходимыми «документами» легенда прикрытия Гейзенберга. Она основывалась на том, что якобы научно-поисковые группы не обнаружили ничего, кроме неудачных и поразительно неумелых попыток Гейзенберга и его сотрудников создать не атомную бомбу, а действующий атомный реактор.
Легенда примитивна. Если верить ей, то выходит, что талантливые физики-ядерщики, внёсшие в довоенные годы значительный вклад в атомную физику, вдруг во время войны непонятно как превратились в бестолковых неучей [https://topwar.ru/1178-ploxo-napisannyj-final.html].
И последнее, вместо заключения.
В 1978 г. американский астрофизик Майкл Харт издал книгу «100: Рейтинг самых влиятельных людей в истории». В неё он включил и «героев» VСольвеевского конгресса – физиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга. Но после распада СССР, книга была переиздана с целью внесения существенных уточнений: из неё был убран Н. Бор и вписан.С.Горбачёв (95-ым). Таким образом, ВЕРНЕР ГЕЙЗЕНБЕРГ (46-й в списке) БЫЛ ПРИЗНАН ГЛАВНЫМ РАЗРУШИТЕЛЕМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. А тот, кто вёл его к успеху, постарался остаться в тени.
Леонид Демиденко