Всем привет!
Совсем недавно, моя подписчица попросила разобрать фильм «Девять с половиной недель».
Думаю, многим людям среднего возраста прекрасно знакома эта картина.
Кто-то смотрел ее открыто, удивляясь «ветру перемен», прилетевшему из-за границы с началом перестройки, а кто-то тайком таскал видеокассету у родителей, чтобы вкусить «запертый плод».
Так или иначе, почти все мои ровесники и люди чуть старше, ознакомились с этой картиной.
Что ни говори, а в конце восьмидесятых фильм «Девять с половиной недель» был чем-то революционным, запретным. В общем, картина была популярной.
То, что для современного зрителя пресно и скучно, для зрителя конца восьмидесятых – начала девяностых давало эффект разорвавшейся бомбы. Легендарное было кино.
По крайней мере, многие помнят его до сих пор.
О чем этот фильм?
– «Известно, о чем», - сказал бы любой зритель в те далекие времена.
За тем, собственно, этот фильм тогда и смотрели.
Но фильм вовсе не об этом. Просто смелые по тем временам кадры, напрочь затмили смысловую нагрузку фильма.
Можно сказать, что это фильм о психологической зависимости и абьюзе. Неоднократно встречала толкования, где Джон Грей назван нарциссом, а Элизабет Макгроу его жертвой.
Мужчина медленно и методично выращивал в своей жертве психологическую зависимость. Но это не основная проблема, показанная фильме.
Корень зла в другом.
Долго не разбирала этот фильм, потому что он мне категорически не травился с самого детства. И дело тут не в легкой и достаточно безобидной (на взрослый взгляд) эротике, а в том, что мне было неприятно смотреть на героиню.
Ей до боли сочувствуешь.
Очень хочется ей помочь, но помочь себе может только сама девушка.
Ее главный враг не снаружи, а внутри.
Враг этот - неспособность отстаивать границы.
На самом деле фильм «Девять с половиной недель» - это фильм о границах, а вернее, об их медленном продавливании и о последствиях этого продавливания для человеческой психики.
Нет никакой разницы, нарцисс Грей или же нет – не важно.
Проблема вовсе не в реальных или мнимых расстройствах главного героя, а в том, почему это ему удается.
То есть, в неспособности Элизабет защитить себя и остановить то, что ей не нравится.
А остальное – лишь детали.
Если не Грей, так нашелся б кто-либо другой, не в интиме ее бы продавили, так в быту. Но продавили бы точно рано или поздно, «встряла» бы Элизабет обязательно. Потому что границы у девушки слабые и узкие. Она быстро и практически без борьбы отказывается от их защиты.
Для Элизабет отношения важнее границ, а должно быть наоборот.
Кроме того, она сомневается в адекватности своей реакции, а потому позволяет себя продавить.
Позволив один раз продавить границы, человек будет позволять это делать снова и снова, пока не дойдет до той точки, когда отступать уже некуда.
После этого будет или взрыв и разрыв, или окончательный слом.
Но чаще всего, за взрывом следует окончательный слом границ и примирение с ситуацией. Потому что за время продавливания границ человек успевает плотно войти в психологическую зависимость.
Скорее всего, Элизабет это и ждет. И осознание этого пугает и расстраивает.
Но будем честны: именно неумение девушки отстаивать личные границы и дает возможность сюжету фильма развиваться, а так же дарит зрителям возможность беспокоиться и сопереживать героине.
Что было бы, если б на месте Элизабет оказалась девушка, умеющая отстоять себя?
– Фильма бы не было.
Приняла бы дрогой шарфик, золотые часы, а о диких инструкциях и забыла бы сразу, как только они были сказаны Греем.
График встреч с друзьями менять бы не стала, а после его угроз наказанием -порвала бы отношения. Пришел бы скандалить – получил бы заявление в полицию. А не пошел бы – забыла бы прямо сразу.
Чего о непригодных помнить-то? - И дело с концом. «Вот и вся любовь».
Но по такому сюжету фильм не снимешь. Не о чем снимать. В кино нужна драма, страдания, надрыв, и авторы «Девять с половиной недель» дали нам, зрителям, этот надрыв. Для кассовых сборов - это хорошо.
Вот только в жизни такие переживания не нужны.
Элизабет и в фильме-то симпатии особо не вызывала, а в жизни это выглядит еще хуже. Прямо скажем, жалко выглядит.
Образ киношной Элизабет – это предостережение для реальных девушек.
Не будь как она, это дорога на дно.
Чтобы не попасть в ловушку, нужно пресекать нарушение границ СРАЗУ, радикально и окончательно. Не позволяй с собой играть, иначе проиграешь.
А Вы смотрели этот фильм? Понравился?
#психологияотношений #психология #манипуляции #мужчинаиженщина#манипуляции#самооценка #отношения #защита #юлиямурашева#девятьсполовинойнедель