Найти тему

Как постсоветское воспитание травмировало детей

Травмы, нанесенные постсоветским воспитанием. Мнение регрессолога 

Продолжаю тему исторических травм (начало: актуальные сторис "Род ч.1", три поста с названием "Исторические трамы"), сегодня хочу поговорить об очень свежих травмах постсоветского воспитания.

Дети 80-х и 90-х росли в нестабильности, остром кризисе и перестройке. При этом у них у первых в стране появились интернет и возможность выбраться из-под "железного занавеса". 

Также на это (моё) поколение сильно повлияли установки родителей, бабушек и дедушек, хотя они выросли совсем в другую эпоху. Вот с этой сборной солянкой помогающие специалисты и их клиенты разбираются по сей день.

Итак, топ-5 детских психологических травм людей, рождённых в 80х-начале 90х по наблюдениям практикующего регрессолога👇

1. Безотцовщина

Много детей этого поколения были воспитаны мамами и бабушками, то есть росли без отца, формировались только под женским влиянием. По сути мы первые после военного поколения, у кого было также. 

Страну охватила волна разводов из-за невозможности/нежелания мужчин зарабатывать на семью, ухода в зависимости, криминал, кто-то становился жертвой разборок.

Хуже всего было мальчикам, ведь у них отсутствовала перед глазами модель поведения взрослого мужчины. 

Это приводило к двум крайностям: гиперответственность или же полная безответность, ведь мама и бабушка слишком уж сильно опекали сыночка-внучка. 

У девочек, росших без отца, не возникало понимания, как вести себя в более-менее здоровых партнерских отношениях.

Бабушка контролирует маму, мама управляет ребенком, ребенок манипулирует бабушкой. То есть нет ни гармонии между взрослыми, ни единых позиций, касаемо воспитаний ребенка. Уже во взрослой жизни давление и манипуляции в семье ребенку кажутся чем-то нормальным. 

2. Лучшая мотивация — это подзатыльник

В те времена про позитивное подкрепление и мотивацию на успех родители особо не думали. Зато подзатыльник был лучшим способом заставить учиться, убираться, понять, что был не прав.

Когда воспитание осуществляется только кнутом, вырабатывается привычка делать все через "не хочу". 

Тройка по математике для ребенка, который хорошо пишет, говорит и готовится стать журналистом, не сыграет большую роль. Если же все сводится к тому, чтобы не совершить вообще никакую ошибку, об итоговом результате особо не задумываются. 

Речь не идет о поиске дела жизни, главное — не получить тройку и скандал дома. Так формируется "синдром отличника", с которым многие живут всю жизнь. И не понимают, где их дело жизни.

3. Зависимость от чужого мнения 

В советское время "что люди подумают" — было важнее всего. Это связано с тем, что буквально все было подчинено коллективным решением на каких-либо общественных собраниях. 

Где жить, работать и за кого замуж выходить, решали, основываясь на мнении окружения, а не на собственном. 

Постоянно оглядываясь на мнение окружающих, невозможно сформировать собственную идентичность, мнение о себе формируется на основе мнения общества. 

Принимать важные решения становится очень сложно, ведь уже сформировалась привычка, что общество само все сделает. Но ведь никто не может принять решение, касаемо человека, лучше его самого.

4. Живем в ожидании "чёрного дня"

Любовь к накопительству ненужного и "синдром отложенной жизни" передавалась из поколения в поколение. 

Откладывали не только деньги и вещи, но и саму жизнь. В итоге могло так и не дойти до реализация желаний. За этим часто скрывается страх перемен и будущего.

5. Запрет на проявление эмоций

Советские люди находились под влиянием военного времени, когда ценились стойкость, мужество и сдержанность. Проявлять эмоции, значило быть "тряпкой". 

Держать эмоции в себе нездорОво, так как это приводит к алекситимии. Это, когда человек утрачивает способность определять свои эмоции и их проявлять. Отсюда проблемы во взаимоотношениях, с личными границами и психсоматические болезни.

Эти установки были настолько сильными, что довольно часто передавалось бессознательно от старших членов семьи младшим. То есть, те проблемы, которые я перечислила, могут быть у наших современников, в том числе у молодых людей, хотя они даже не жили в советское время.

Что с этим делать? Пойти в регресс и проработать эти установки, травмы и причины их возникновения.

#ira_po_ty_storony 

Вопросы?