Популярная практика фудшеринга не обошла стороной и Россию: излишки продуктов или готовой еды, которые могут оказаться на свалке и нанести вред экологии, участники движения раздают нуждающимся, которых находят в соцсетях. Для этих же целей создаются и некоммерческие организации, которые пытаются сделать эту практику массовой. Forbes Life изучил, что представляет из себя это движение, какие проблемы оно способно решить и с какими трудностями сталкивается в России
От охотников до капиталистов
Foodsharing дословно с английского можно перевести как «разделение еды». Фактически этот термин отражает саму суть явления: так называют глобальное движение, цель которого — спасти продукты питания от уничтожения и передать их тем, кто нуждается в помощи. Фудшеринг в той или иной степени затрагивает не только крупные корпорации вроде международных сетей быстрого питания, но и обычных людей, которые, например, приготовив слишком много домашней еды, могут не выбрасывать излишки на помойку, а передавать их представителям движения, тем самым став его участниками и внеся вклад в спасение экологии и поддержку нуждающихся.
Идея делиться едой с окружающими не нова: практика обмена пищей существовала еще на заре человечества, задолго до появления таких понятий, как капитализм или перепроизводство. В полноценное движение с четкой идеей фудшеринг оформился в 2012 году благодаря немецкоязычному проекту foodharing.de, слоган которого — «Делиться вместо того, чтобы выбрасывать». Уже к двадцатым годам аналогичные фудшеринговые онлайн-проекты, через которые люди могут получить готовую еду или продукты, а компании — передать им свои продовольственные избытки, запустили сторонники движения и в других странах, среди которых — Мексика, Эстония, Швеция, Россия и другие, благодаря чему фудшеринг стал глобальным явлением.
«Продовольственно незащищенные»
Главная задача фудшеринга — сократить объем продуктов питания, которые попадают на помойку либо вскоре после, либо даже до истечения срока годности. По подсчетам ООН, до 17% еды, которую можно найти в магазинах, кафе или ресторанах, оказывается выброшенной — большая часть и вовсе попадает в мусор из дома. Главным образом это происходит потому, что люди, даже знающие о фудшеринге как явлении, не совсем правильно относятся к этикеткам со сроком годности: надписи «употребить до» и аналогичные убеждают, что после указанной даты продукты становятся опасны, что не совсем соответствует действительности, — и, боясь рисковать, покупатели попросту их выбрасывают. Суммарно в мусорные баки ежегодно попадают около 923 млн тонн еды — или, для большей наглядности, 23 млн 40-тонных грузовиков. Такие объемы отходов неизбежно влияют на экологическую обстановку. «Выброшенные пищевые отходы — это причина 8-10% выбросов парниковых газов. Будь этот объем мусора страной, он бы занимал третье место в мире по их производству», — говорит ученый Ричард Свонелл, работающий с экологической благотворительной организацией WRAP.
Помимо пищевых отходов, существуют и пищевые «потери» — так называют исчезновение продуктов питания в процессе их приготовления, транспортировки или иных производственных этапов. Такие потери еды вместе с пищевыми отходами не проходят бесследно для природы. По данным специалистов американского Агентства по защите окружающей среды, в одних только США это приводит к выбросам 170 млн углекислого газа — примерно столько же за год выбрасывают в атмосферу 42 угольные электростанции. Таким образом, фудшеринг позволяет сократить этот экологический урон, и продукты питания, которые еще можно употребить в пищу без вреда для здоровья, попадают в нужные руки, снижая нагрузку на планету.
Еще одна задача фудшеринга — социальная помощь. Уровень неравенства в мире высок — и это отмечают и исследователи: пока одни покупают продуктов больше, чем готовы употребить, другие едва находят средства на пропитание. Первые могут помочь последним, отдавая им ту еду, которая еще безопасна для употребления. Причем помогать могут как частные лица, так и крупные компании, передавая пищу бесплатно или с ощутимой скидкой. Это возможно осуществить в трех вариантах:
— благотворительность — так работают некоторые фудшеринговые организации, которые принимают продукты и передают их нуждающимся на безвозмездной для последних основе;
— ценовые послабления — распродажи и скидки в точках продаж, например перед закрытием заведения;
— социальная солидарность — передача продуктов питания друг другу членами сообществ или групп с общими интересами.
Вне зависимости от формата фудшеринга, делиться едой полезно и для ментального здоровья и формирования горизонтальных связей в обществе. Такой формат помощи, особенно если речь идет об уязвимых группах (к примеру, лишь в США в 2021 году около 10 млн жителей оказались «продовольственно незащищены», то есть не имели достаточно средств для пропитания, а в России число таких граждан и вовсе превышает 20 млн человек), позволяет незащищенным слоям населения почувствовать себя видимыми, а тем, кто им помогает, — значимыми, ведь передачей ненужной им еды они оказывают поддержку другим.
Как и чем помогать
Россию, как и другие страны, идея фудшеринга не обошла стороной — проекты запускаются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. По данным ТИАР-центра, в 2021 году объем фудшеринга в России составил 7500 тонн продовольствия, в 2020 году, на пике пандемии COVID-19, эта цифра была еще больше и достигала 9000 тонн. В перспективе, как говорят специалисты в ТИАР-центре, ежегодный объем российского фудшеринга может составить до 720 000 тонн продуктов.
«Наша модель выглядит следующим образом: волонтеры ежедневно забирают продукты, которые оказались невостребованными в кафе, магазинах, пекарнях, и распределяют их среди своих подопечных, — рассказывает Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг», который объединяет волонтеров, компании, готовые предоставлять продукты питания, и людей, которые в них нуждаются . — Как правило, у каждого волонтера есть 3-5 семей, которым он помогает на регулярной основе, — это многодетные семьи, пенсионеры или люди в сложной жизненной ситуации». Ежедневно в деятельности АНО «Фудшеринг» участвует более 250 волонтеров в Москве. В среднем это люди 40-45 лет из разных сфер: преподаватели, предприниматели, медицинские работники, юристы, домохозяйки. Значительная часть волонтеров АНО «Фудшеринг» — женщины: их доля достигает 79%.
По мнению Кумпан, волонтеры и активисты приходят в движение фудшеринга по двум основным причинам:
— из экологических соображений: считают, что пригодные продукты не должны выбрасываться и наносить урон экологии;
— из социальной ответственности: хотят помогать другим людям. Фудшеринг позволяет волонтерам поддерживать тех, кто живет неподалеку, без дополнительных финансовых вложений с их стороны.
Аналогичные АНО «Фудшеринг» проекты существуют и в социальных сетях — например, во «ВКонтакте». Один из самых крупных, «Фудшеринг Отдам даром еду», насчитывает почти 90 000 подписчиков. Пост в сообществе может написать каждый желающий: подписчики, которых в движении называют «фудсейверами», или спасителями еды, публикуют фотографии продуктов, которыми могут поделиться (не только покупные товары, но и еда собственного производства — с предприятий или даже собственных ферм), и локаций, в которых можно забрать все необходимое в нужном количестве. На этом активность группы не заканчивается — участники также проводят офлайн-мероприятия на тему экологии. Другой популярный паблик в «ВКонтакте» — «Фудшеринг Санкт-Петербург» с 29 000 подписчиков, которые также публикуют объявления для желающих забрать продукты для себя или даже для домашних животных.
Как бизнес может помогать фудшерингу
Ретейл-сегмент и ресторанный бизнес заинтересованы в фудшеринге — в этом уверена Александра Кумпан, проект которой уже сотрудничал с представителями рынка. «В 2022 году для фудшеринга в России случился большой прорыв — к подобным сервисам стали подключаться крупнейшие торговые сети, включая X5 Group, «Вкусвилл» и «Магнит». Тем не менее, одним из барьеров для этой деятельности остается НДС, который крупные компании вынуждены платить при передаче продуктов фудшеринг-сервисам — до 20% от стоимости товаров», — делится исполнительный директор.
По данным опроса, который АНО «Фудшеринг» проводила в конце 2022 года, остальные крупные ретейлеры также рассматривают внедрение фудшеринга при условии снятия налогового барьера — сейчас законопроект об отмене НДС на продукты питания находится на рассмотрении. При этом, напоминает Кумпан, НДС не затрагивает малый и средний бизнес — соответственно, кафе и рестораны могут вносить свой вклад в развитие движения без каких-либо серьезных издержек. Кроме налогообложения, стать частью фудшеринг-движения бизнесу могут мешать и операционные трудности: для того, чтобы наладить процесс передачи еды людям, нужны «перестройка учетных систем и обучение персонала», что требует вложений, которые могут позволить себе не все компании.
«Фудшеринг — это способ проявить заботу о планете и людях. Подключаться к движению могут практически любые организации, которые реализуют продукты питания. Это может быть как крупный, федеральный бизнес (торговые сети, отели, рестораны), так и локальные предприниматели, например кафе у дома или районная пекарня», — рассказывает Кумпан. Сейчас ее проект сотрудничает с гостиницами Hampton by Hilton, откуда волонтеры забирают оставшуюся со шведского стола еду, а также с небольшими кафе в учебных заведениях.