Найти в Дзене
Закат Европы

Новости из параллельной вселенной. Россия и Франция будут вместе производить ядерное топливо

На фоне наполеоновских планов господина Макрона, который раздухарился настолько, что уже готов совершить римейк 1918 года, когда французский экспедиционный корпус высадился на юге России, пришла довольно занятная новость - "Росатом" (а если конкретней, его дочернее предприятие ТВЭЛ, которое занимается производством ядерного топлива) и французская Framatome планируют вести совместное производство ЯТ в Германии. Пока план такой. Мощности - французские, технологии - российские, расположение - немецкое, потребители - восточноевропейские (Болгария, Чехия, Словакия и Венгрия), название - красивое (European Hexagonal Fuel SAS). Сразу скажу, что о данной новости мы узнали из американского Bloomberg. На сайте ТВЭЛ пока ничего нет, равно как нет и каких-либо официальных комментариев со стороны "Росатома". Сам материал опубликован с конкретным посылом - "коварный Путин" "смеется в рукав" (цитата), продолжая доминировать на мировом рынке ядерного топлива. И даже не думает останавливаться. Действ

На фоне наполеоновских планов господина Макрона, который раздухарился настолько, что уже готов совершить римейк 1918 года, когда французский экспедиционный корпус высадился на юге России, пришла довольно занятная новость - "Росатом" (а если конкретней, его дочернее предприятие ТВЭЛ, которое занимается производством ядерного топлива) и французская Framatome планируют вести совместное производство ЯТ в Германии.

Пока план такой. Мощности - французские, технологии - российские, расположение - немецкое, потребители - восточноевропейские (Болгария, Чехия, Словакия и Венгрия), название - красивое (European Hexagonal Fuel SAS). Сразу скажу, что о данной новости мы узнали из американского Bloomberg. На сайте ТВЭЛ пока ничего нет, равно как нет и каких-либо официальных комментариев со стороны "Росатома".

Сам материал опубликован с конкретным посылом - "коварный Путин" "смеется в рукав" (цитата), продолжая доминировать на мировом рынке ядерного топлива. И даже не думает останавливаться.

Действительно, 2023-й год стал рекордным с точки зрения экспорта ЯТ из России. Правда, стоит отметить, что приведенные в материале данные представлены в денежном эквиваленте, что не очень корректно, если мы хотим оценить не прибыль, а долю России на мировых рынках. Ведь осенью 2023-го цены на урановое топливо достигали максимума за десятилетие. Однако, дополняя Bloomberg, отметим, что с долей у нас тоже всё в порядке (порядка 40% по обогащению).

-2

На самом деле вопросов к данной новости много. К примеру, довольно ироничный выбор Германии в качестве места производства. Тот же Bloomberg пишет, что "тысячи немцев возмущены" планами "Росатома" в их стране. Получается, что немцы год назад закрыли свою последнюю АЭС, а теперь собираются производить топливо для других? Да, понятно у Framatome там уже имеется завод. Но всё же, зачем нужны все эти сложности с упрямыми бюргерами?

Сообщается, что немецкие регулирующие органы не в восторге от того, что российские инженеры будут контролировать работу завода. Топает ногами и Шольц, который завил, что, дескать, предприятие представляет собой "особое обстоятельство", которое может открыть дверь шпионам или потенциальному саботажу.

Недоумевают и сами колумнисты:

Этот гамбит показывает, что влияние Кремля на ядерные рынки не ослабевает. Даже в то время, когда президент России Владимир Путин и президент Франции Эммануэль Макрон обмениваются угрозами, инженеры обеих стран совместно планируют будущее своей атомной промышленности. Это сделает Европу еще более зависимой от России с точки зрения энергетической политики и усилит геополитическое влияние Кремля
-3

Что касается самого предприятия, то, European Hexagonal Fuel SAS, действительно, зарегистрирован как компания, целью которой является поставка ЯТ для использования в реакторах ВВЭР российского производства. В прошлом году она была капитализирована на сумму в 8 млн евро (кстати, для атомных дел, не сказать, чтобы прям много).

Что в связи со всем этим хочется сказать.

С одной стороны, на российских ТВЭЛ, действительно, сидит пол Европы, которая поминутно кричит о том, что надо отказаться от всего и сразу. Однако ЯТ - дело такое, просто так дверью не хлопнешь. Это не газ, нефть или уголь, тут требуются высокоточные сборки, лицензирование, проверка кучи регуляторов. Пока что за пределами России есть только один горе-производитель топлива для ВВЭР - Westinghouse. Однако опробовано данное "нечто" лишь на подопытных хлопцах, остальные страны что-то в очередь выстроиться совсем не спешат.

С другой стороны - зачем мы помогаем этим товарищам выбраться из той ситуации, в которую они себя сами поместили? Ведь совершенно очевидно, что бравурные заявления ряда стран Европы о том, как им удастся вот-вот уже завтра "диверсифицировать" поставки, не более чем упражнения в риторике. Тогда как наличие пусть и наполовину, но "французского" топлива, сделает их существенно голосистей. Неужели исключительно коммерческий интерес затмевает геополитические аргументы?

Остается лишь надеяться, что подобная "помощь" со стороны России (если эта новость вообще не фейк, т.к. знаем мы западную прессу) делается не просто так. У Франции имеется немало нужных нам технологий для той же СПГ-отрасли. К примеру, свалившая в начале 2023-го французская компания GTT специализируется на внутренней криогенной системе СПГ-танкеров. Чем создала немалые проблемы нашей судостроительной компании "Звезда". Так что отплатить Парижу есть чем. Был бы спрос.