Многие мои клиенты в терапии говорят о своем одиночестве. О сожалении, которое они испытывают в связи с недостатком дружеского общения, друзей. Особенно это происходит в середине жизни. Друзья молодости теряются, каждый идет своим путем, а новых друзей найти сложно. И если в молодости заводить друзей было легко, то сейчас человек предъявляет определенные требования к дружбе, наделяет будущего друга конкретными качествами личности, чтобы он соответствовал роли, отведенной ему. И редко когда задумывается, а сам он что готов дать новому другу? Будет ли Взаимно Существенным это общение?
Очень часто эту установку про друзей, которые, якобы должны быть в жизни каждого, мы в терапии развинчиваем. Истинная ли это потребность или общепринятая установка? Ведь исходя из личных характерологических качеств не каждому нужны друзья. Экстраверту нужны, очень нужны, ведь его энергия направлена во вне и эта потребность в отражении себя через других высока. И у таких людей друзей, знакомых всегда достаточно. А интроверту и в молодости достаточно одного друга и потребность удовлетворена. В середине жизни хочется иметь пусть одного друга, но «качественного», так говорят клиенты. Хорошо, когда твой партнер по жизни является еще и другом, но не каждому так повезло, да и про друзей мы все же говорим в гендерном контексте - друг или подруга. В терапии, в рамках переноса, мы с клиентами строим подобие дружеских отношений и это ценно для сеттинга. Потом, этот опыт клиент заберет с собой и применит его во вне, с другими людьми.
В аналитической терапии человек учится познавать свой внутренний мир, погружаться в него, опираться на свой внутренний ресурс, познавать свое бессознательное и соединять его с сознательным. Тем самым все меньше он нуждается в отражении себя другими во вне. И осознавая свои истинные потребности, человек уже ищет друга в числе себе подобных. Поэтому, требования к новому другу уже другие, и дружба более осознанная и более свободная что ли. Как сказал один мой клиент: «Сейчас меня уже не огорчает, что единственный друг отдалился и покинул меня. Наши ценности оказались разными и жизненные пути разошлись. Сейчас одиночество меня не пугает, мне интересно с самим собой». И это не единственный мой клиент с похожими рассуждениями.
Можно сказать, что психотерапия, психоанализ подвигает человека к интровертности, но одиночество действительно чувствуется острее. И если в начале терапии возникает страх одиночества, то в длительной терапии оно становится даже желанным. Из первичного состояния важности только себя, человек приходит к состоянию принятия и себя и другого, приходит к духовности. Одиночество уже не про отчуждение, а про уединение.
«Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о т ом, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других». Карл Густав Юнг.
Людей способных понять и переживать чувства схожим с тобой образом, не так много может встретиться на твоем пути. В высказывании Юнга, меня зацепило это слово – говорить о Существенном, для тебя и него, говорить на одном языке, испытывать схожие чувства и переживания, сочувствовать и соучаствовать, быть вместе в событии. И не быть вынужденно, должно, привычно, с тем, кто не разделяет уже твои ценности. Это и есть настоящая дружба в радости от общения.
Автор: Алфимова Елена Николаевна
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru