В то время как помощь с Запада задерживается, украинский военно-промышленный комплекс погружается во все более глубокий кризис, пишет WP. Не хватает даже патронов, и, по прогнозам американской разведки, скоро у Киева закончатся зенитные ракеты.
КИЕВ — До начала российской военной операции в феврале 2022 года Украина практически не занималась производством оружия, но сейчас местная военная промышленность стремительно развивается.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Заводы делают артиллерийские снаряды, военные машины, ракеты и прочие образцы вооружений, без которых не обойтись при ведении боевых действий. В 2023 году объем выпуска такой продукции утроился, а в этом году ожидается его шестикратное увеличение, о чем на январском заседании украинского правительства рассказал премьер-министр Денис Шмыгаль.
Но мощностей местных предприятий недостаточно, чтобы компенсировать сокращение зарубежной помощи, и особенно поставок оружия из США. И сегодня, когда пакет помощи на 60 миллиардов долларов застрял в конгрессе, местное украинское производство приобретает особое значение.
Министр по инновациям Михаил Федоров рассказал в прошлом месяце на конференции, что некоторыми важными видами продукции, такими как беспилотники, которые изменили способы ведения военных действий, Украина уже сейчас обеспечивает себя на 90%.
Украина выпускает беспилотные летательные аппараты большой дальности, которые в последнее время наносят удары по нефтеперерабатывающим предприятиям в глубине российской территории, а также морские беспилотники, причинившие большой ущерб российскому Черноморскому флоту и позволившие возобновить экспорт украинского зерна по морю. Производятся минометные снаряды и артиллерийские боеприпасы советского стандарта калибра 122 и 152 миллиметра.
Украинские военно-промышленные компании также намерены восполнить самые серьезные потребности ВСУ, наладив производство 155-миллиметровых снарядов натовского стандарта, без которых не могут вести огонь артиллерийские орудия, поставленные на Украину ее западными сторонниками.
На фронте таких снарядов очень не хватает. Однако один из представителей руководства государственной оборонной компании "Укроборонпром" заявил, что их производство может начаться только "во второй половине текущего года". Этот руководитель, согласившийся на разговор на условиях анонимности, поскольку речь идет о секретных вопросах национальной безопасности, не стал вдаваться в подробности.
Президент Владимир Зеленский заявил, что отечественное производство — это ключ, дающий Украине возможность выстоять в обороне. "Это выход из сложившейся ситуации", — заявил Зеленский Associated Press в декабре, выражая надежду, что Киев сможет полноценно развивать свою оружейную промышленность. По его словам, если эти устремления будут реализованы, российским планам по "экспансии, дестабилизации и оккупации Украины придет конец" (Россия не ставит перед собой ни одну из вышеозначенных целей — прим. ИноСМИ).
Украина обладает производственным потенциалом и запасами определенных видов сырья, в первую очередь — стали, но ее вооруженные силы нуждаются в оружии незамедлительно, прямо сейчас.
"К сожалению, я могу сказать, что без помощи со стороны наших западных партнеров, наших друзей, в том числе Соединенных Штатов, мы не сумеем в полной мере удовлетворить потребности вооруженных сил Украины", — сказал заместитель генерального директора самого крупного в стране частного производителя вооружений "Украинская броня" Максим Поливяный.
После распада Советского Союза оборонная промышленность на Украине фактически прекратила свое существование. Годы бесхозяйственности и коррупции, а также то обстоятельство, что большая часть оборонных предприятий обслуживала российских покупателей, привели к тому, что Украине пришлось искать за границей буквально все, начиная от патронов и заканчивая истребителями.
Украина также отказалась от своего ядерного арсенала, получив гарантии, в том числе от России, что суверенитет и территориальная целостность страны будут соблюдаться.
Но на Украине уже два с лишним года идут полномасштабные военные действия, и страна нуждается во всем, включая самые современные и сложные виды оружия вроде ракетных систем большой дальности, истребителей и бомбардировщиков.
Часть такого оружия вот-вот появится. Украинский министр по вопросам стратегических отраслей Александр Камышин в прошлом месяце сказал, что Украина приняла на вооружение ракету местного производства с дальностью действия свыше 640 километров. В подробности он вдаваться не стал. По словам чиновников, также продолжается разработка высокоточных ракет, похожих на американские РСЗО HIMARS.
Но до выпуска собственных высокотехнологичных систем, которые нужны ВСУ для отражения российского наступления, Украине еще очень далеко. "Чтобы создать такое производство, построить такие предприятия, должны пройти десятилетия", — сказал Поливяный, также возглавляющий Национальную ассоциацию оборонной промышленности, которая объединяет свыше 50 частных подрядчиков.
В последние недели украинские войска отступают на востоке, поскольку им не хватает снарядов, патронов и даже солдат. Между тем, остановка может еще больше ухудшиться. Американская разведка прогнозирует, что к концу месяца на Украине могут полностью закончиться зенитные ракеты.
Поскольку Белый дом работает над утверждением пакета помощи на 60 миллиардов долларов в конгрессе, у Украины остаются проблески надежды.
На прошлой неделе Евросоюз утвердил пакет военной помощи для Украины на пять миллиардов долларов, а администрация Байдена объявила, что отправит Киеву помощь на 300 миллионов долларов. Такое стало возможно благодаря "непредвиденной экономии средств" в Пентагоне на контрактах для Украины. Чехия тоже выступила с инициативой, благодаря которой в предстоящие недели на Украину могут начать поступать артиллерийские снаряды в количестве 800 000 единиц.
Но всего этого явно недостаточно, и такими объемами невозможно удовлетворить военные потребности Украины.
Украинское руководство заявляет, что не может разглашать точные объемы производства из соображений безопасности. Но многочисленные препятствия, начиная с недостаточного финансирования и кончая нехваткой пороха, мешают украинской промышленности увеличить производство продукции.
"Нашего государственного бюджета недостаточно" — говорит Александр Завитневич, возглавляющий в украинском парламенте комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.
Возможности Украины по финансированию отечественного производства вооружений ограничены теми объемами инвестиционного капитала, которые она может выделить, так как западная финансовая поддержка в основном идет на невоенные расходы. В этом году Украина потратит около пяти миллиардов долларов на производство оружия внутри страны, однако все согласны с тем, что этого недостаточно.
"Главный оборонный ресурс — это деньги", — сказал Завитневич.
Поднимать налоги рискованно с политической точки зрения, а с экономической точки зрения это просто неосуществимо, потому что экономика страны и без того висит на волоске, а значительная часть трудоспособного населения проживает за границей, воюет на фронте или не имеет работы.
Украинские чиновники выступают за то, чтобы использовать часть средств из активов российского Центробанка в размере 300 миллиардов долларов, которые были заморожены Западом. В пятницу канцлер Германии Олаф Шольц впервые сказал, что поддерживает эту идею.
Но даже если деньги будут найдены, Украине все равно не хватит химикатов для взрывчатых веществ, дефицит которых существует во всем мире.
Узкие места в сети поставок, а также резкое увеличение международного спроса, отчасти вызванное военными действиями на Украине и в Газе, привели к истощению запасов пороха и ракетного топлива. На Украине это периодически приводит к остановке производства, о чем рассказал Поливяный из "Украинской брони".
"Мы дойдет до такого этапа, когда сможем производить ровно столько боеприпасов, сколько сможем найти пороха", — заявил он.
Методы государственных закупок на Украине также мешают производству, говорят оборонные подрядчики. Контракты подписывают самые разные министерства, а единая и согласованная система отсутствует.
"Каждый раз различные министерства задают нам глупый вопрос: „Сколько вы сможете произвести в этом месяце?“ — говорит Антон Вьюнник, возглавляющий компанию „Атлон Авиа“, которая производит главные беспилотники для артиллерийской разведки „Фурия“. — Они должны понимать, что производство работает не так".
До начала конфликта это предприятие производило 100 беспилотников в год, объяснил Вьюнник. Сейчас оно делает 150 штук в месяц. Но чтобы заключать контракты, необходимо заблаговременное планирование с целью закупки сырьевых материалов.
Вьюнник рассказывает, что всегда отвечает чиновникам одинаково. Незамедлительно увеличить производство он не может, но в будущем году сумеет делать больше дронов при условии надлежащего планирования. "Я могу это сделать, но сообщите мне об этой необходимости прямо сейчас", — сказал он.
Украинские чиновники говорят, что они оптимизируют этот процесс под руководством министерства обороны и генерального штаба.
Украина также сотрудничает с западными компаниями, такими как немецкая Rheinmetall, британская BAE Systems и турецкая Baykar. В прошлом месяце Rheinmetall согласилась создать совместное предприятие по производству 155-миллиметровых снарядов и ракетного топлива.
В перспективе Зеленский надеется получить дешевые кредиты и лицензии на производство и ремонт американского оружия.
Поскольку Украина наращивает производство вооружений, Россия все чаще наносит удары по военным предприятиям. Многие ракеты украинцы перехватывают, но некоторые все же достигают цели.
Украина не сообщает, по каким заводам нанесены удары. Недавно журналисты Washington Post побывали на предприятии "Украинской брони" по производству минометов. Их визит дважды прерывался сигналами воздушной тревоги. Но поблизости они не увидели ни одной российской ракеты или ударного беспилотника.
"Украинская броня" и прочие фирмы перенесли часть производства за пределы Украины, сообщил Поливяный.
В качестве защитной меры компании разделяют этапы производства или дублируют их, размещая производственные мощности в разных местах. Некоторые особо важные технологические операции проводятся под землей. Но все это ведет к сокращению объемов выпускаемой продукции.
Вьюнник из "Атлон Авиа" рассказал, что разделил производство в Киеве и перевел часть его в город Львов на запад Украины. Но когда угроза бомбовых ударов появилась и во Львове, он и там разделил производственные мощности. "Это снижает производительность, — объяснил Вьюнник, — но мы вынуждены так поступать, потому что в противном случае у нас возникнут серьезные проблемы".
Автор: Дэвид Стерн (David L. Stern) работал на различные новостные издания и агентства в России, Восточной Европе, на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. С 2009 года он проживает на Украине, где в 2014 году освещал революцию на Майдане, военные действия на востоке страны, а сейчас пишет о российско-украинском вооруженном конфликте.
Свой материал для статьи предоставили Сергей Моргунов и Константин Худов.