Продолжая тему проекта "Сахалин-2", хотелось бы напомнить о том, что на заре своего становления, в нем присутствовали также и заграничные держатели ценных бумаг. То есть, они как бы владели определенными процентами и при этом могли влиять на корпоративное развитие.
Это сказывалось на возможности заключать контракты с теми, кто поддерживали Россию не только словом, но и делом. В большинстве случаев оказывалось давление на принятие того или иного решения. И приходилось маневрировать скромным набором инструментов, чтобы оставаться на плаву.
Ситуация в корне изменилась после того, как "Газпром" получил в управление 25% акций "Сахалин-2". Сразу же стали заметны подвижки в сторону российского рынка. Кроме того, начался процесс вывода инвесторов из тени. Они ведь через оффшоры вытягивали прибыль из компании, лишая ее возможности для масштабной модернизации.
Постепенно удалось сформировать устойчивую взаимосвязь государство-месторождение-национальные интересы. Путин форсировал закон об оффшорах и заставил иностранных инвесторов принять российскую юрисдикцию. В итоге, нидерландско-британская компания Shell отвалилась и ушла в свободное плавание.
Объемы СПГ, которые она за собой держала, отправились на спотовый рынок. Таким образом "Сахалин-2" стал зарабатывать на разнице стоимости топлива. Ведь зачастую там продавали газ гораздо дороже, нежели по долгосрочным контрактам.
Затем "Газпром" получил в управление уже 50% акций и после этого началось еще больное мощное движение в сторону национальных интересов. Последние события, связанные с проектом "Сахалин-2" показывают, что государство возвращает предприятия в общую стратегию промышленного потенциала России.
Тем самым происходит трансформация всей системы государственной собственности. Пусть и постепенно, но ситуация с грабительской приватизацией 90-х годов меняется в лучшую сторону. Все чаще можно слышать о том, что через суды государство наводит порядок в частном секторе и возрождает былое величие нашей страны.