О том, что англо-французские войска готовятся к десантированию на крымские берега, в России узнали за много месяцев до начала акции, в январе 1854 года. А главнокомандующий войсками в Крыму адмирал светлейший князь Меншиков, анализируя ситуацию, точно установил предполагаемое место высадки и просил императора Николая I отправить на полуостров серьезные подкрепления.
Однако главные военные стратеги Российской Империи во главе со знаменитым генералом Жомини объявили, что перебросить 50-60 тысяч человек морем единовременно невозможно. И потому в Крым ушли лишь давно назначенные к переброске туда войска, которых заведомо не хватало даже для обороны Севастополя. А интервенты совершенно спокойно высадились у Евпатории 1 (13) сентября 1854 года.
Потом об этой не очень приятной истории старались больше не вспоминать. Впрочем, как и о других печальных обстоятельствах неудачной для России Крымской войны. Начиная с ее причины. С того, что Николай I не стал дожидаться распада ослабевшей Османской Империи и решил воспользоваться ее состоянием к выгоде России. Старались не вспоминать и о том, насколько неверно он оценил глав ведущих мировых держав и их возможную реакцию на его далеко идущие планы.
Среди закрытых для обсуждения тем было и то, почему война без войны, которую на первых порах вела русская армия, рассчитывая на ополченцев из подданных султана, из-за Синопского сражения неожиданно превратилась, по сути, в общеевропейскую войну против России.
В разные эпохи из истории Крымской войны изымали разные не устраивающие действовавшую в тот момент власть детали и эпизоды.
Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru