Великие работы аниматоров из СССР.
Если оперировать современными терминами, советская мультипликация — продукт самобытный, рассчитанный скорее на внутреннюю аудиторию, но вместе с тем — со всех точек зрения качественный. В нашей сегодняшней подборке вспоминаем восемь шедевров, созданных отечественными мультипликаторами, которые ни в чем не уступали американским коллегам, а в чем-то даже превосходили их.
«Снежная королева», 1957
Экранизация одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена стала девятым полнометражным мультфильмом студии «Союзмультфильм». Особо примечателен способ создания главного персонажа — королеву рисовали с применением «ротоскопирования», то есть загримированную актрису сначала снимали на пленку, а затем полученное изображение покадрово переводили в рисунки. Великий Хаяо Миядзаки, пожалуй, самый известный и уважаемый мультипликатор в истории, как-то сказал, что выбрал себе дело жизни, посмотрев «Снежную королеву». Это ли не лучший комплимент?
«Петя и Красная шапочка», 1958
Желание осовременить классику было присуще многим творцам еще в середине прошлого века. В «Союзмультфильме» тоже решили не проходить мимо и добавили в классическую историю о Красной шапочке интеллигентного советского пионера Петю Иванова, который очень хотел посмотреть в кино мультик, но в итоге сам в этом мультике оказался. Надо думать, что авторы другого отечественного анимационного хита «Вовка в Тридевятом царстве» при создании своего главного героя вдохновлялись именно подвигами Пети.
«Заколдованный мальчик», 1955
Имя шведской писательницы Сельмы Лагерлеф сегодня несколько подзабыто, а ведь она получила в 1909 году Нобелевскую премию по литературе. И именно из-под ее пера вышло «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», легшее в основу сценария «Заколдованного мальчика». Да, отличий от оригинала в повествовании хватает, но волшебную атмосферу и уютную скандинавскую поэтику мультфильм передает виртуозно, что признали даже на родине Лагерлеф.
«12 месяцев», 1956
Самуил Маршак написал одноименную пьесу во время Великой Отечественной войны в 1942-43 годах, поставили ее в 1947-м — в Московском театре юного зрителя, через год — во МХАТе, а в 1956-м на экраны был выпущен мультфильм. Это история о том, как злая мачеха отправляет свою падчерицу в лес за подснежниками в разгар зимы, а та в лесу встречает Братьев-Месяцев, которые пытаются помочь несчастной девочке выполнить ее задание. Для многих и многих советских зрителей этот мультфильм навсегда стал ассоциироваться с Новым годом — да и сейчас для просмотра в праздник он отлично подходит.
«В яранге горит огонь», 1956
В основу этого мультфильма легли сказки народов Севера: ими автор сценария Жанна Витензон увлеклась еще будучи студенткой, когда ездила в фольклорные экспедиции. «В яранге горит огонь» сразу подкупает своими экзотическими, ни на что не похожими атмосферой и колоритом. Причем проявляются они не только в сюжете о Пурге, забравшей у детей их мать, но и в довольно специфической рисовке, от которой парадоксальным образом так и веет одновременно и холодом, и домашним теплом.
«Приключения Буратино», 1959
Если диснеевский «Пиноккио» 1940 года — мультфильм виртуозный, но совершенно душераздирающий, то «Приключения Буратино» — как раз наоборот. Впрочем, то же самое можно сказать и про первоисточники (в первом случае это сказка Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», во втором — повесть Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Советская версия сюжета о деревянном мальчике, ищущем приключений на свой нос, так и пышет жизнерадостным озорством и жаждой приключений. Отчего и смотрится столь легко.
«Царевна-лягушка», 1954
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь… Ну вы и сами хорошо помните, как там дальше: задумал царь женить сыновей, те давай из луков стрелять, а потом жен искать там, где стрела упадет. Ну а Ивана-царевича стрела в болото улетела. Экранизация русской народной сказки получилась до известной степени вольной, но все свои важные сюжетные и стилистические атрибуты сохранила, чем и полюбилась зрителям.
«Аленький цветочек», 1952
Этот проект стал для советской мультипликации большим технологическим прорывом. Настолько большим, что безукоризненным качеством его исполнения восхищаются до сих пор. Анимации, рисовка, антуражи, пейзажи, музыка: «Аленький цветочек» был наглядной демонстрацией того, что уровень художников в СССР — не ниже, а скорее и выше, чем на Западе. И как не устаревает визуал «Аленького цветочка», так вечно актуальной остается и его полная человечности мораль.
Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Присоединитесь к обсуждению этого материала в комментариях или на нашем сайте.
Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.