За прошедшие несколько лет сложилась такая ситуация, когда фактически исчезли внутренние фотоконкурсы на темы дикой природы России. Произошло это как-то незаметно. Выставки то вроде как проходят. Но по факту, после закрытия Дикой природы России от NG, с которым тоже было не все гладко, профильных конкурсов теперь нет. Самая красивая страна по факту достаточно далека от идей дикой природы, на что указывает отказ от ряда природных номинаций. Золотая черепаха - конкурс международный, где доля Российских фотографий и фотографов меньше половины (последние лет 10 уж точно). Первозданная Россия, при всем своем потенциале это не конкурс. Отбор там не всегда очевидный, и направлен скорее на зрителя, а не на фотографа.
Есть в той или иной степени успешные региональные проекты (например Живая природа Алтая), но они ограничены по территории съемки.
Сложившийся вакуум на самом деле плох для всей нашей анималистики. Конкурс ведь это не просто про призы и выставку. Это индикатор развития. Он показывает темы и места для съемки. Открывает новые имена (а сейчас их у нас нет почти ни в одной номинации). Позволяет наладить связи, то есть делает более активным все природо-ориентированное комьюнити. Создает элемент конкуренции, в отличии от фестиваля, где все дружно радуются участию и разбредаются потом по своим локальным проектам.
Этот вакуум вполне могла бы закрыть та же Золотая Черепаха, сделав ряд тематических номинаций. Но она пока ограничивается лишь более узкими рамками, вроде дикой природы Москвы. А это согласитесь не то. Я писал про это на примере UPY.
С сейчас я предлагаю подумать и пофантазировать на тему идеального конкурса природной фотографии в рамках страны. И сделаем мы это с на фоне иллюстраций British wildlife photographer award (BWPA), который недавно опубликовал свои результаты.
Ниже я приведу список вопрос, на которые нужно ответить. Не буду их ранжировать, так как они взаимосвязаны, и сложно сказать какой важнее.
Итак:
1) Кто может участвовать в конкурсе и на какой территории должны быть сделаны фотографии. По месту съемки - важнее ограничить территорией страны. Так как это позволит участвовать и побеждать большему количеству фотографов. Но возможно иностранных фотографов так же допускать, чтобы были ориентиры для сравнения. Да и просто иногда в качестве ответа на вопрос, что еще можно снять.
2) Какие должны быть номинации? Тут все проще, на мой взгляд и перечень нужно брать стандартный и достаточно детализированный. То есть не смешивать птиц и рыб в одну номинацию. Делать отдельные портрет и поведение. И так далее. Большое количество разноплановых номинаций дает шанс, показать себя новым авторам, новым объектам и местам для съемки.
Придумывать что-то экзотическое не стоит. Максимум одну дополнительную тематическую номинацию, которую менять год от года.
И конечно отдельные пулы для детей и подростков. Пусть и с входным низким первоначальным уровнем фотографий. Но если этого нет, то и хорошим взяться потом просто не откуда.
3) Кто должен быть в составе жюри. И вообще система судейства.
На мой взгляд имеет смысл делать разноплановый 2-3х этапный отбор фотографий.
По составу членов жюри я солидарен с Золотой черепахой, и считаю что большинство должно быть известными состоявшимися фотографами анималистами. Процентов 20 можно оставлять за биологами, журналистами и так далее. Куда эффективнее привлекать их в качестве экспертов. Но опять же таки не менее половины экспертов должны быть фотографы. И их должно быть достаточно много, чтобы мнение одного никогда не становилось критичным.
Первая часть традиционная
Блок экспертов и модераторов разбирает основной пул фотографий, готовя блок фотографий для жюри. При этом само жюри имеет возможность участвовать. Схема математическая, с баллами. Проходной балл - может корректироваться автоматически в заданных рамках, в зависимости от количества фотографий и среднего балла.
Возможно с доп. функцией у членов жюри продвигать отдельные фотографии на следующий этап.
Параллельно начинают работать эксперты. Сегодня крайне важно в природной фотографии оставить ее природной. Без чрезмерной обработки, ИИ, насилия над животными и так далее.
А в качестве новшества, для привлечения внимания можно предложить отдельный идущий параллельно отбор для приза зрительских симпатий. За основу взять механизм, который сейчас есть на 35awards. У него много побочных эффектов и если его использовать не как средство для основного отбора - то это будет весьма полезно.
На последнем этапе, все по классике - жюри. Причем не математическое, а он-лайн "вживую" с обсуждением. Лучше до сих пор ничего не придумано. Если фотографий много, то лучше разбивать его на несколько дней, по блокам в 2-3 номинации. При этом от организаторов должна быть четко проработанная схема, которая доведена и до жюри и до участников.
Ошибки возможны всегда, но при таком подходе мы получим сходимость и положительную динамику от года к году.
4) Тут мы как раз подошли к ежегодности конкурса. Очень желательно, чтобы он был примерно в одно и то же время от года к году. Это серьезное требование для организаторов. Так как и партнеры и распределение ресурсов должно быть многолетним, что очень сложно в быстро меняющемся мире....
5) Куда должны идти фотографии-победители конкурса? Как мы видим (и с учетом большого опыта организации выставок) хорошая выставка это очень затратно. Качественная печать, хорошие залы, логистика и многое другое. Речь идет о миллионах рублей ежегодно. На сколько это принципиально? На мой взгляд нет. При хорошей работе организаторов локальные выставки финалистов могут проходить на площадках крупных фестивалей. Возможен формат выставки без печати на экранах. Пример такого зала с экранами, на мой взгляд очень удачно, в прошлом году мы видели на Золотой черепахе.
6) Стоимость участия, или ее отсутствие. Минимальная плата нужна, иначе мы увидим тысячи фотографий домашних питомцев снятых на телефон. Факт в котором может убедиться каждый на примерах имеющихся конкурсов. При этом все юношеские номинации должны быть бесплатны, как и на большинстве международных конкурсов.
7) Чем такой конкурс должен отличаться от других?
Акцент на дикую природу, который должен сохраняться при любом раскладе. Что это значит? И дополнительные номинации не должны размывать или перекрывать основную тему. Только дополнять. Использование технологий так же должно раскрывать и возможно давать увидеть с нового ракурса природу, а не замещать собой. Творческие номинации? Так же в основе должно быть искусство природы, а не манипуляции фотографа.
Так же важен строго конкурсный формат. Выставки, фестивали, форумы и так далее могут быть как дополнение или развитие. Но не влиять на сам процесс выбора фотографий. Это важно для развития фотографов.
Но пока, к сожалению, я не вижу перспектив для появления чего-то подобного. И по финансовым и по организационным причинам. А это значит что существенного развития анималистики у нас особо ждать не откуда. И стоит беречь то, что еще осталось...
Если же все таки посмотреть на Британский конкурс, то мне бросилось в глаза изрядное количество подводных фотографий в нескольких номинаций. Включая и общего победителя. А так в среднем уровень не высокий. С достаточным количеством перекосов в итоговой выборке. Примерно сопоставимо (с поправкой на географию) с тем, что было у нас на Дикой природе России....