Найти тему
Клуб «Валдай»

Миграционная политика правительства Мелони на фоне обшей миграционной политики ЕС

Оглавление

Является ли миграционная политика правительства Джорджи Мелони частью итальянской внешней политики общего характера или же всего-навсего частью внешней политики Евросоюза? Если верно второе, то какие особенности европейской миграционной политики она отражает? Об этом пишет Роберта Алонци, профессор кафедры иностранных языков в РУДН.

Можно сказать, что миграционная политика Италии основана на смене парадигмы: от принципа перераспределения мигрантов внутри Европы к задаче регулирования миграции в сам регион. Другими словами, речь идёт о сдерживании миграции. Основной акцент делается на привлечении третьих, неевропейских стран, то есть«экстернализацию» миграционных вопросов. С этой точки зрения проблема приёма мигрантов является вопросом международной политики, касающимся как отношений Италии с отдельными членами ЕС, приверженными решению данной общей проблемы, так и двусторонних отношений Италии со странами, с которыми заключены специальные соглашения по регулированию миграционных потоков.

В этом свете следует рассматривать соглашение Италии с Албанией. Соглашение было подписано премьер-министром Италии Джорджей Мелони и премьер-министром Албании Эди Рамой 6 ноября 2023 года. Оно предусматривает создание в Албании двух приёмных центров, где просители убежища будут размещаться в ожидании рассмотрения их заявлений. Оба центра будут полностью управляться Италией. 29 января 2024 года Конституционный суд Албании постановил, что соглашение между Римом и Тираной не нарушает территориальную целостность нации и поэтому может быть передано в парламент для окончательного утверждения.

Что касается отношений с другими членами ЕС, с одной стороны,внешнеполитическая переориентация Италии в сфере миграции привела к разногласиям с правительством Германии. Осенью 2023 года между Италией и Германией возникли противоречия из-за того, что корабли неправительственных организаций под немецким флагом помогали мигрантам добраться до итальянских берегов. Разница в подходах очевидна: итальянское правительство считает такие суда фактором, привлекающим всё больше мигрантов к европейским берегам. Германия возражает, утверждая, что они необходимы для спасения жизней на море, и даже финансирует их из федерального бюджета. С другой стороны, линия, поддержанная Мелони, может привести к изменениям в миграционной политике и других стран ЕС. Во время трёхдневного визита в Нигерию в ноябре 2023 года Олаф Шольц попросил президента этой африканской страны Болу Тинубу помочь ему справиться с резким ростом миграции, предложив партнёрство, несколько похожее на то, которое Мелони инициировала с Тунисом в 2023 году.

Доказательством перемен в итальянской миграционной политике является разработка так называемого Плана Маттеи для Африки:его цель– содействие экономическому и социальному развитию африканского континента для борьбы с глубокими корнями нелегальной миграции. Эта программа была представлена на саммите «Италия – Африка» в Риме в конце января 2024 года.

© Reuters
© Reuters

На данный момент План Маттеи представляет собой теоретическую основу, в рамках которой должны развиваться двусторонние отношения Италии с некоторыми африканскими государствами (в частности, с государствами Северной Африки и странами Африки к югу от Сахары) в связи с регулированием вопросов нелегальной миграции и не только.

Если обратиться к положению с мигрантами в Италии, то цифры будут выглядеть вполне красноречиво. По данным Министерства внутренних дел, с 1 января по 15 октября 2023 года на побережье Италии прибыло 140006 мигрантов, что почти вдвое больше, чем за тот же период 2022 года (75471), и в три раза больше, чем в 2021 году (49295). Мелони представила прогнозируемые цифры по миграции на 2024 год. Ожидается сокращение потоков прибывших на 41 процент по сравнению с тем же периодом 2023 года.

Таким образом, на первый вопрос можно ответить, что миграционная политика правительства Мелони – это скорее миграционная дипломатия, с помощью которой пытаются не только решить острую проблему, но и укрепить роль Италии на международной арене в целом и в Средиземноморье в частности.

Следовательно, отвечая на второй вопрос, можно сказать, что особенности итальянской миграционной дипломатии отражают сложности миграционной политики Евросоюза, так как Италия пытается балансировать между своим собственным подходом и навязанными ей общими правилами ЕС.

Следует отметить, что миграционная политика ЕС разрабатывается и реализуется на двух уровнях: общеевропейском и национальном. Евросоюз устанавливает общие принципы управления процессом, но решать конкретные проблемы приходится отдельным государствам. Действующий Пакт о миграции опирается на механизм «обязательной солидарности», который активируется, когда одно или несколько государств-членов оказываются под давлением. Другие страны – члены ЕС могут помочь смягчить ситуацию двумя способами – переселив определённое количество лиц, ищущих убежища, на свою территорию или заплатив денежный взнос для финансирования приёма мигрантов в стране, находящейся под давлением. Финансирование также может быть направлено на меры, связанные с управлением миграционными потоками в неевропейских странах. Однако концепция обязательной солидарности остаётся спорной.

Аналогичным образом с трудностями сталкивается и миграционная дипломатия, осуществляемая Европейским союзом как унитарным политическим субъектом. Меморандум о взаимопонимании между ЕС и Тунисом, подписанный 16 июля 2023 года, является примером трудностей, с которыми столкнулся Европейский союз при решении этого вопроса: число мигрантов, прибывающих из этой североафриканской страны в Италию, увеличилось почти на 60 процентов за восемь недель после заключения соглашения. Это само по себе показательно.

В заключение перечислим некоторые моменты, касающиеся итальянской и европейской миграционной политики в целом.

Что касается миграционной политики Италии:

  • Реализация Плана Маттеи для Африки не может абстрагироваться от общих тенденций внешнеполитического курса итальянского правительства в отношении членства в Европейском союзе и международного положения страны. План должен быть структурирован в виде соглашений со всеми африканскими государствами, участвующими в этом процессе, а не ориентирован только на Северную Африку и страны южнее Сахары.Помимо этого невозможно не учитывать позиции других стран и международных объединений, играющих заметную роль на Африканском континенте.
  • Миграция касается и внутренней политики и требует чёткой и структурированной модели управления.

Что касается европейской миграционной политики:

  • Необходимо, чтобы ЕС придерживался целостного подхода к Африке и отошёл от прежних патерналистских формул колониального характера.
  • Также необходимо укрепить восприятие государствами ЕС общей внешней границы, решить вопрос интеграции мигрантов и последствий этого для процесса формирования идентичности Европейского союза. Речь идёт о той идентичности, которая лежит в основе консолидации общеевропейского политического сообщества в плане принципа легитимности власти, концепции европейского гражданства и политической идентификации. На этом фоне миграционные процессы вносят переменную, делающую неизбежным определение материального и нематериального пространства осуществления законодательной деятельности ЕС.Европейская комиссия выделяет ключевые направления интеграционной политики, но страны не принимают единой модели интеграции. Во Франции преобладает модель ассимиляции и демаргинализации, в Германии – функциональной интеграции и участия мигрантов в обществe. У Италии тоже свой подход, но процесс интеграции мигрантов и здесь встречает много трудностей.

#ГлобальныеАльтернативы #миграция #Италия #Европа