Ford и Ferrari по праву считаются легендарными марками. Огромные маслкары конкурировали с красивыми и быстрыми красными машинами ещё с 1960-ых годов, когда Джон ДеЛориан создал Pontiac GTO, уделывающий Феррари на прямой. Но в 1963-м году, за год до дебюта GTO, компания Генри Форда переживала не самые лучшие времена. Менеджер Ли Яккока, который в будущем подарит миру легендарный Форд Мустанг отправляется на переговоры с Феррари, поскольку производитель красных машин заинтересован в выходе на американский рынок и участие в гонке 500 миль Индианаполиса. Яккока отвечает отказом, и сделка срывается. Энцо Феррари, взбешённый таким раскладом событий оскорбляет компанию и марку, заявляя:
Форд делает мерзкие машинки, на мерзких заводиках.
Именно так начинается противостояние двух гигантов. Полем битвы выступает трасса 24-х часов Ле-Мана, о чем и повествует фильм Ford vs Ferrari. Но сегодня мы заглянем на то, как события происходили в реальной жизни.
Генри Форд II приказывает построить автомобиль, который сможет обходить гоночный Феррари как стоячих. И для этого он обращается за помощью к Кэрролу Шелби - человеку, который уже побеждал Феррари, и создал легендарную Shelby Cobra. Лёгкую, стремительную и красивую.
Вместе с Шелби, в команду по созданию гоночного болида приходит тест-пилот, механик и его верный друг Кен Майлз. Работая рука об руку с Фордом, они создают стремительный Ford GT40, где число 40 отражает рекордно низкую высоту дорожного просвета. (40 дюймов = 101 сантиметр)
Противостояние производителя массовых автомобилей Форд против создателя спортивных легенд Феррари становится главным событием в кругу автолюбителей и профессионалов спорта. Технические инновации и дерзкая амбиция Форда выходят на арену, чтобы победить в престижной гоночной серии, где Феррари доминировал в течение многих лет. Внимание к чемпионату было приковано с обоих сторон.
Ford GT40 дебютировал в 1964-м году. Миллионы человек наблюдали за этим историческим событием. Да только проблемы у американской компании начались с самого начала. Первый Ford GT40 не завёлся с первого раза, и отпал в конец стартовой решётки, а после - сошел с дистанции из-за поломки мотора на 14-м часу гонки. У второго болида произошла утечка топлива, и пожар двигателя.
А на 11-м часу, вновь из-за клина в двигателе сошел последний, третий форд.
Болиды посыпались как карточный домик. Было ясно, что машина просто-напросто не готова к столь изнурительным и быстрым гонкам. Одно радовало - машины Форда были самыми быстрыми на трассе и легко конкурировали с итальянскими гонщиками.
К разочарованию Генри Форда, Феррари вновь занимает все три подиумных места на чемпионате. Американцы разочарованы такому поражению, а сам Форд приказывает доработать ненадежный автомобиль.
В 1965-м году, учитывая ошибки прошлого сезона, Форд представил миру GT40 Mark 2. Машина прошла полевые испытания в гонках по стадиону Дайтоны. К этому году, Форд считался главным фаворитом 24-х часов Ле-Мана.
Гонка 1965-го года полностью транслировалась по телевидению, чтобы американские граждане смогли с комфортом наблюдать за триумфом их производителя. Но и этот Ле-Манн Форду выиграть не удалось. До начала гонки, Генри Форд заменил двигатели на всех болидах. Они были куда мощнее, только не испытаны до конца. Первым отказала машина Кена Майлза и его напарника Брюса МакЛарена, а следом посыпались и остальные. Пресса уничтожала Форда своими заголовками, поскольку в этом году вновь победила Феррари. Взбешённый директор заявил, что у них всех остался последний, следующий Ле-Манн, и если гонка не будет выиграна, программу сворачивают.
Кэррол Шелби воспринял это как вызов, и во всю принялся дорабатывать болид. Ненадёжная пятиступенчатая коробка была выкинута и заменена четырёхступенчатой, более надёжной. Аналогично притерпел изменения и двигатель. Мотор объемом 4,2 литра был аналогичным образом отправлен в историю, а на его замену пришел V8, объемом 7 литров, который ставился на болиды NASCAR. И в этом был смысл, поскольку чуть ли не половину гоночной трассы составляла сплошная прямая. Именно на прямых и было преимущество всех американских автомобилей. Одного нажатия на газ хватило, чтобы мотор разорвал в клочья все остальные автомобили и устремился вперёд, к победе.
К тому же, гонки NASCAR пусть и были короче, но проходили на запредельных скоростях, на протяжении 800 километров. А это означало, что машины точно не встанут на половине дороги.
Старт гонке 1966-го года давал сам Генри Форд, а значит проиграть означало не просто остаться без программы, но и опорочить имя производителя. К экранам телевизоров снова примкнуло тысячи телезрителей. В 16:00 был дан старт, и гонщики устремились на трассу.
У Кена Майлза возникли проблемы с дверью, поэтому старт он проиграл и был отброшен в конец. Но скорость и трасса сыграли ему на руку, благодаря чему он за несколько часов смог наверстать упущенное время и ехал вторым, позади другого Ford GT40. Борьба была настолько ожесточенной, что Майлз установил рекорд трассы. Радости гоночной команды это не доставляло. Наоборот, его попросили сбавить обороты. Поскольку к тому моменту, с дистанции сошла половина болидов, а на 18-м часу гонки - машина человека, за которым гнался Майлз. Компания начала паниковать. Радовало одно - Феррари точно не выиграет этот чемпионат, поскольку к утру, все их машины либо сломались, либо разбились в авариях.
4 часа до финиша - все три Форда располагались на первом, втором и третьем местах.
2 часа до финиша - форд продолжает удерживать лидерство. Первым летит Кен Майлз, следом за ним Брюс МакЛарен, и замыкающий Ронни Бакмен. За несколько минут до финиша, Майлзу поступает приказ замедлиться, поскольку Генри Форд хочет отпраздновать победу тройной ничьей. Перед взмахом клетчатого флага, МакЛарен нажал на педаль газа, и опередил Кена Майлза на несколько секунд. Плюс, по правилам тех лет, та машина, которая расположена дальше от старта получает плюс к пройденной дистанции. Машина МакЛарена была на 20 метров дальше, и именно эти 20 метров добавили МакЛарену.
Ничья, о которой мечтал Генри Форд была физически невозможной. Но это уже никого не волновало. Форд уделал Феррари «всухую», и пообещал вернутся в следующем году, чтобы повторить успех, что он и сделал. Но без главного фаворита и тест-пилота.
Кен Майлз погибнет спустя 2 месяца после чемпионата, тестируя новую версию Ford GT40. Победитель гонки, Брюс МакЛарен, который к тому моменту оснавал уже собственную компанию, погибнет в 1970-м году, тестируя свой первый автомобиль. А в 1978-м году, после скандала с Ford Pinto, из компании уходит человек, который и заварил всю эту кашу - Ли Яккока.
Команда Ford уже давно не участвует в гонках Ле-Мана, сконцентрировавшись на чемпионате Indy-500 и гонках NASCAR, а вот наследие Брюса МакЛарена живёт по сей день. Оранжевые машины по сей день участвуют как в 24-х часах Ле-Мана, так и в королевской Формуле-1, где продолжают добиваться своего успеха.
Благодарю всех за внимание. Буду рад вашей подписке на мой канал - https://m.dzen.ru/studentadevnture, лайку и комментарию. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить ещё больше интересных историй